Анекдот в тему
Идет мужик по пустыне. Долго идет, устал, мучим жаждой. Вдруг находит мужик волшебную лампу. Трет ее. Появляется классический Джин, но только с одним желанием. Мужик в шоке. Заявляет Джину: «Хочу покинуть пустыню». Джин говорит: «Окей». Затем берет мужика за руку, говорит: «ну пошли тогда из пустыни», и бредет вместе с мужиком. Мужик восклицает: «Но я другое хотел! Я хочу быстрее покинуть пустыню!» Джин невозмутимо: «Ну, пошли быстрее тогда».
Разбираемся
В данной ситуации Мужик выступает руководителем Джина. Мужик внутри себя точно знает, что ему надо. Он долго шел по пустыне и очень устал. Для него является очевидным, что нужно из этой пустыни куда-нибудь побыстрее свалить. Для Джина пустыня – нормальное место обитания. Помимо этого Джин – другое существо. Он рос и формировался в другой среде, нежели встретивший его путник.
Джину от Путника поступает задача: «Хочу покинуть пустыню».
При этом Путник не обговаривает конкретных сроков или способов, которые он считает приемлемыми. Так же Путник не говорит о конечной цели выхода из пустыни или пункт назначения своего пути. Джин в такой ситуации действует так, как считает нужным. По его мнению – выйти из пустыни можно пешком, а если хочешь быстрее – нужно и идти быстрее.
Джин – типичный сотрудник компании. Путник – типичный руководитель. Джин не плохой и не хороший. По сути – он выполняет именно то, что ему задано. Путник же вынужден злиться только на себя. Если ты хочешь получить конкретный результат от Джина – то конкретно его и опиши, а не надейся, что он прочитает твои мысли или просто угадает, чего ты хочешь на самом деле.
Метод постановки задач SMART:
Specific (конкретная) – чем конкретнее, тем лучше. Пример: «Перенеси меня из этой пустыни в город Ашхабад на центральную площадь посредством телепортации».
Measurable (измеримая) – чтобы понять, что цель достигнута, неплохо бы иметь измеримый показатель. Пример: «Джин, выдай мне много денег» - некорректная цель. Она не измерима. «Джин, выдай мне миллиард долларов» - корректная измеримая цель.
Achievable(достижимая) – обычно мы имеем дело не с Джинами, а с рядовыми сотрудниками. Джин может все, сотрудник – нет. Нужно ставить цель объективно достижимую для сотрудника. В противном случае, недостижимая цель будет демотивировать и сразу будет заброшена.
Relevant(значимая) – цель должна быть важна. Если ставите ее сотруднику – объясните важность. Если ставите цель себе – будьте честны. Множество людей каждый год начинают бегать по утрам, но быстро бросают это дело. Когда цель не важна – до ее достижения вы не доберетесь.
Time Bound (ограниченная во времени) – установите конкретный срок.
- «
Сделай быстро» - не срок. - «
Давай мигом» - не срок. - «
Нужно было еще вчера» - не срок. - «Предоставь предварительный вариант 20.20.2020 до 12:00 – срок.
Возвращаемся в пустыню.
«Джин, перенеси меня пожалуйста в течении одной минуты из этой пустыни на центральную площадь города Ашхабада и дай мне с собой 1 миллион долларов».
Вуаля! И Путник получил желаемое, и Джин – молодец.
Цели НЕ по СМАРТУ:
- Продайте как можно больше!
- Работайте хорошо!
- Придумайте что-нибудь!
- Не сидите просто так! Займитесь чем-нибудь!
- Развивайте отношения с партнерами!
- Пуште заказчиков!
- Найдите мне хороших людей!
Цели ПО СМАРТУ:
- Продайте мандаринов не менее, чем на 300 000 рублей к 20.20.2020
- Ваши целевые показатели на месяц в цифрах: …
- Проработайте с командной и предоставьте план и варианты повышения продаж к 20.20.2020
- Коллеги, проверьте, пожалуйста, отгрузки в период 10-20.20.2020 и предоставьте выгрузку мне на почту до 18:00
- Коллеги, необходимо достигнуть более высокого уровня отгрузок партнерам в следующее полугодие. Требуемый прирост - не менее 5% по каждому отделу на конец полугодия.
- Коллеги, необходимо чтобы заказчики были с нами в диалоге. Раз в неделю мониторьте предложения конкурентов и на основании этого высылайте заказчикам наши доработанные предложения. Контакт с каждым заказчиком – не реже 2-х раз в неделю. Цель – повышение регулярности отгрузок на это полугодие до 2-х раз в месяц на заказчика.
- Коллеги, нам необходимы менеджеры по продажам – 4 человека. Для вас я заполнил профиль компетенций сотрудника – пожалуйста, примите в работу и предоставьте кандидатов на собеседование до конца месяца.
- Просто, не правда ли?
В работе важно помнить две вещи:
1. Ваш подчиненный – другой человек. Хотите конкретного результата –ставьте конкретную задачу.
2. Плохо выполненная задача или не достигнутая цель – вина руководителя, и начинать путь исправления начальнику нужно с себя.
Друзья, я бизнес-тренер. Пишу об управлении подчиненными и организациями в целом. Со мной вы можете не читать сотни умных книжек, ведь их уже прочел я - и коротенько и с примерами перескажу суть управленческих технологий и приёмчиков:)
Новая статья - каждый день. Если вам интересно - срочно подпишитесь :)