Всё больше и больше родителей переводят детей на семейное обучение.
Много есть разных причин для этого.
Так что же получается, учителя становятся не нужны? Классно-урочная система, существующая веками, терпит поражение? Что на самом деле происходит и хорошо это или плохо, покажет наш "вечный судья"- время.
А я расскажу о своём опыте с "семейниками" (лучше сказать, практике. "Опыт, пытаться"-это что-то из области пыток).
Я закончила свою трудовую деятельность в школе в прошлом году. Но с педагогической деятельностью не могу пока расстаться. Уже с прошлого года начала консультировать "семейников", двух мальчиков 2 и 4 класса.
Консультировала в свободное от работы время, чаще по выходным. И очень удивлялась смелости родителей, которые решились на такой шаг. Сами они очень занятые люди, в семье есть ещё 2 малыша.
Забрали детей из школы по нескольким причинам: занятость (или несобранность) родителей мешала вовремя детей привозить в школу, дети постоянно опаздывали.
Та же занятость мешала им проследить за выполнением уроков, за тем, чтобы у детей всегда было вся необходимая канцелярия, рабочие тетради, форма на физкультуру и т.д.
Была и у детей большая занятость после уроков- английский, испанский, горные лыжи, бальные танцы, ментальная арифметика.
И эти дополнительные занятия ставились выше уроков, ведь они все были платными и давали разностороннее развитие, не то ,что школа.
И учёба "уплыла" и "растворилась"... Соревнования, сборы, конкурсы...
Родители надеялись, что дома у детей появится больше свободного времени на учёбу. Но даже домашние задания от меня дети не выполняли никогда, ручек и тетрадей чаще всего не было.Приходилось каждый раз начинать почти с нуля. Чтения и окружающего мира мы вообще не касались, только русский и математика.
В прошлом году старший рвался в школу. У него там была куча друзей, обожание девчонок и веселуха на переменах. Друзья подсмеивались над ним, не понимая разницу между домашним и семейным обучением: " Ты что, инвалид? На домашнее перешёл?"
Нынче поостыл, принял как должное семейное обучение.
Итог был неутешительным. Пришлось сдавать аттестацию в августе по всем предметам. Занимались интенсивно почти всё лето. Родители поняли, что самостоятельно дети заниматься не смогут, а у родителей нет времени погрузиться в учёбу детей.
В этом учебном году я продолжила с этими детьми занятия, только чаще и индивидуально (в прошлом году они занимались одновременно вдвоём и мешали друг другу).
Рано пока говорить о результатах. Но родители довольны. Дети стали спокойнее, собраннее, увереннее. Появилась какая-то система у них в головах. В принципе-то они сильные ребята. Уроки стали делать чаще)): Я теперь уже подстраиваюсь под их расписание, а не они.
А мне-то как нравится! Урок в свободном режиме, с одним учеником. Устал он сидеть за столом, лёг на диван и продолжил работу. Забурчало в животе-принёс молока с печенькой и тут же, во время работы, перекусил. И поговорить на свободные темы можно иногда ( старший любитель этого)
Что я ещё отметила ? Дети начали заниматься с 15 сентября, затем в конце октября они всей семьёй уезжали за границу на полтора месяца, затем старший уехал на 2 недели на сборы по горным лыжам. Как в поездке, так и на сборах задания мои практически не выполнялись. Программу пришлось сокращать. Сами родители не смогли бы это сделать и отделить важное от второстепенного.
А я поняла, что в наших программах столько второстепенного, столько хаотичного! Надо же чем-то занимать учеников ежедневно со всей серьёзностью и академичностью! И требовать выполнения кучи домашних заданий по каждому предмету так, будто этот предмет -самый главный на свете.
Хотели мы было полностью перейти на программу "Русская классическая школа", да к ней у меня тоже множество вопросов. Не совпадает с аттестацией география, биология, история, литература в 5 классе. А учебника русского языка вообще нет ещё, предлагается брать любые другие учебники. Математика-чудесная, советская, последовательная.
В итоге из учебников у нас "сборная солянка", плюс видеоуроки.
Есть у меня ещё знакомая, девочка её уже в 6 классе, 3 года на семейном обучении. Вот ей учителя пока не нужны. Девочка самостоятельная, под присмотром мамы открывает учебник и делает все задания на каждый урок по расписанию. Мама проверяет. Но и то недавно мама просила помочь поработать с девочкой в написании сочинений. Наверное, в старших классах будут необходимы консультации предметников.
Буду рада, если вы опишете свои истории или истории со знакомыми по этой теме. Удачи!