Найти тему

6 приемов влияния, которые используются на переговорах

Мы все подвержены законам влияния, и опытные манипуляторы искусно ими пользуются, заставляя нас, словно марионеток, делать то, что им выгодно.

Фото используется по лицензии Simplified Pixabay License
Фото используется по лицензии Simplified Pixabay License

На переговорах приемы могут быть разными, но все они подчинены законам влияния, которые вывел Роберт Чалдини:

1. Правило взаимного обмена.

Это правило гласит, что мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек. Никколо Макиавелли подметил: люди больше стремятся делать добро, нежели принимать его. Практически в любом обществе распространено чувство признательности. Именно это чувство подталкивает человека отвечать любезностью на любезность, подарком на подарок и уступкой на уступку.

2. Обязательства и последовательность.

Человек стремится быть последовательным в своих поступках и словах. Дав слово, человек будет стремиться его сдержать. Принявший решение руководитель, стремясь быть последовательным, будет доводить дело до конца, даже если его действия ведут к негативным последствиям. Желание выглядеть последовательным зачастую подталкивает нас действовать вопреки нашим интересам.

3. Социальное доказательство.

Согласно этому закону, мы считаем, что является правильным, а что – нет, с точки зрения окружающих. Существует ярко выраженная тенденция считать действие правильным, если таким же образом поступают многие другие. «Большинство наших поставщиков приняли увеличение отсрочки платежа адекватно», «Практически весь коллектив согласился поработать в субботу». Подобные фразы подталкивают нас принять «правильное» решение.

4. Благорасположение.

Как правило, мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам симпатичен. Здесь важна не только физическая привлекательность, но и фактор «сходства». Нам нравятся люди, похожие на нас: внешне, образом мышления и образом жизни. Здесь важен принцип Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

5. Авторитет.

В нас глубоко укоренилось осознание необходимости повиновения авторитетам. Начиная с пеленок и далее по жизни мы слышим одно и то же: родителей нужно слушаться; воспитатель и учитель всегда правы; ты должен быть похож на своего деда, и т.д. Система авторитетов широко развита и дает возможность многим системам отношений развиваться и укрепляться.⠀

6. Дефицит.

Почти каждый в той или иной степени подвержен влиянию этого принципа. Суть принципа дефицита такова: ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, если оно становится недоступным. Мысль о возможной потере оказывает на нас большее влияние, чем мысль о приобретении.

А какой ваш любимый прием?