Найти тему
Субъективный путеводитель

Каср - главная тюрьма шахского Ирана. Чем Исламская революция была похожа на нашу Октябрьскую?

Станция метро "Шахид-Годдоси" впечатлила меня количеством военных при форме, ехавших куда-то на метро, и выйдя наверх, в высоком здании за забором с колючей проволокой я заподозрил как минимум Минобороны. Если верить Викимапии, то это всего лишь Технологический университет имени Туси (основан в 1928 как Институт связи)... а за ними таки правда Минобороны!

Добавило впечатлений то, что maps.me здесь внезапно перестала позиционироваться, то безуспешно ища моё местоположение, то "отправляя" меня куда-то в Хорасан в сердце пустыни. Был ли это глюк телефона, или военные глушат GPS-сигнал - я до сих пор не понял, однако в тот момент беспокоил меня и третий вариант - не увижу ли я через несколько минут "Томагавки" над городом?

-2

Путь к тюрьме Каср - километр или два вдоль сплошных заборов воинских частей, под взглядами вооружённых сарбазов на вышках. В отличие от тюрьмы Эрбат на задворках Национального сада, тюрьма Каср сделалась музеем считанные годы назад. Поэтому там - в узком смысле музей, а тут скорее мемориальный парк, из которого явно пытались вылепить новомодное городское "пространство".

-3

Другое название Крепостной тюрьмы (как переводится Каср) - "тюрьма Маркова": Николай Львович Марков, архитектор-белоэмигрант, в персидском казачестве сдружившийся с будущим шахом, работал буквально во всех жанрах - от мечетей и церквей до тюрьм и сахарных заводов. Открывшаяся в 1929 году Каср стала первой в Персии тюрьмой европейского типа вместо традиционных для Востока зинданов:

-4

Считается, что в основе здания - заброшенный дворец, который Фетх-Али-шах, племянник и наследник основателя династии Каджар скопца Ага-Мухаммеда, начал строить в 1796 году, только взойдя на престол. Начал, но так и не закончил, хотя правил ещё 40 лет. В 1920-х годах, низвергнув Каджаров, на заброшенные руины обратил внимание новый Реза-шах Пехлеви.

Впрочем, где здесь дворец, я не понимаю - при взгляде со спутника Карс представляет собой натурально тегеранские Кресты! И с 18 века в ней дай бог один-два корпуса.

-5

Раскопанные при обустройстве парка фундаменты каких-то ещё зданий усадьбы Фетх-Али:

-6

В глубине парка, на фоне 4-километровой Точал-горы - ещё один мрачный корпус. Именно ради него, на самом деле, всё это и музеефицировалось - это Политическая тюрьма №1, в 1959 году дополнившая собственно Каср.

-7

Если в 1920-х годах Пехлевидский Иран по-прежнему жил под крылом Советской России, а в 1930-х сблизился с арийской Германией, то в 1941 англичане наконец выиграли Большую игру. Реза-шах Пехлеви ещё в 1941 году умер в Южной Африке, а престол занял его сын Мухаммед-Реза, ставший англосаксонской марионеткой.

Одержав победу, англичане сразу же навязали персам очередной кабальный договор, который фактически отдавал "Англо-Иранской нефтяной компании" всю добытую в Персии нефть в полную собственность. И став единственными хозяевами Ирана, англичане этим правом пользовались на всю катушку - Иран не получал с добычи не то что налогов, а даже самой нефти, которую персам приходилось импортировать из Баку.

Миф о том, что если в стране есть хоть капля нефти, то весь народ должен ходить в шелках и ничего не делать - отнюдь не российское изобретение, и можно представить, какими украденными золотыми горами грезили гордые персы. Главным вопросом и лозунгом иранской политической повестки стала национализация нефти.

-8

К 1949 году местные либералы, социалисты и исламисты объединились в Народный фронт под началом Мухаммеда Моссадыка. Выиграв выборы, фронт повёл себя примерно как все народные фронты, мелькавшие в новостях за последние годы - премьер-министр Хадж-Али Размара решил отложить вопрос национализации... и вскоре был убит молодым исламистом на выходе из мечети.

Его место занял сам Мухаммед Моссадык, между прочим потомок Каджаров, и в 1951 году таки национализировав нефтянку, натурально пошёл в наступление на Мухаммед-Реза-шаха. По его задумке иранская монархия должна была стать подобием японской - когда шаху отводилась роль символа государства, а премьер-министр становился его официальным главой. Однако именно безвольный шах и окружавшие его офицеры были главной опорой англосаксов в Иране, и англосаксы от такой наглости, конечно, опешили.

В 1953-м, даже не особо это скрывая, ЦРУ и МИ6 организовали операцию "Аякс" - государственный переворот в Иране с арестом Моссадыка и казнью его ближайших соратников. Нефть у персов фактически вновь увели - теперь её добычей занимался консорциум, 94% акций которого контролировали английские и американские компании, а оставшиеся 6% - французы. Моссадык, однако, в памяти иранцев остался борцом за свободу, а Мухаммеда-Резу ненавидели примерно как у нас Николая II. И те, кто провёл операцию "Аякс" понимали, что такое унижение не забудется...

-9

Американцы решили пойти по методу кнута и пряника. Кнутом стала SAVAK - спецслужба, созданная по образцу израильского "Моссада" и в основном игравшая роль политической полиции. Пряником - Белая революция, то есть форсированная индустриализация страны на основе иностранных инвестиций.

Тут американцы явно не учли опыт царской России, когда питательной средой для бацилл революции стали массы рабочего люда, стягивавшегося в города из голодных сёл.

Средний перс был тогда нищим, тёмным и набожным, шахский двор же гулял напропалую, на одно только 2500-летие персидской монархии в 1971 году съев тонну чёрной икры. Между прочим, ещё и нехаляльной, вдобавок к совсем уж харамным дорогим винам. Словом, стачки и бунты вспыхивали на просторах Персии регулярно, и где-то по ним стреляли на поражение, а где-то увозили недовольных в неизвестном направлении - навсегда.

-10

В сущности, главный памятником Антиамериканского Тегерана можно считать Гранд-базар, ибо в его закоулках угли революции продолжали тлеть. Либерализм, как и у нас, слишком плотно стал синонимом "низкопоклонства перед западом", социалистов из-за близости СССР SAVAKи душили особенно рьяно, а потому на первый план стали выходить исламисты.

Их идеи были самыми понятными для малограмотных крестьян и озлобленных рабочих, а там и лидер нашёлся - Рухолла Мусави Хомейни, в 1950-х ставший аятоллой - это высший чин шиитского духовенства с правом самостоятельно трактовать шариат. Он и консолидировал протест в 1962 году накануне Белой революции, а его арест в 1963-м обернулся серией бунтов и тысячей убитых. Освятив своим присутствием Эрбат и Тюрьму №1, Хомейни был выдворен за границу, 1960-70-е проведя между Турцией, Неджефом (Ирак) и Парижем. В 1979 году Иран охватили особенно масштабные беспорядки, перешедшие в возглавленную Хомейни исламскую революцию. Но это, как говорится, уже другая история...

-11

Но гнетущей атмосферы мемориала политзаключённым тут нет - вон из раздвоенной головы торчат ноги ребёнка, игравшего с друзьями в прятки. В ресторане "Марков" накрывали столы, а у входа в основное здание, под предлогом их сфотографировать, со мной зафлиртовали три очаровательные персиянки с птичьими голосами.

А к границам парка вплотную подходят воинские части:

-12

И на торцах домов вокруг - наибольшая в Тегеране концентрация патриотических граффити: