Фильм был снят в далеком 1977 году режиссером Надеждой Кошеверовой по сценарию известного советского драматурга Михаила Вольпина, начинавшего свою деятельность еще в "Окнах РОСТа" с Владимиром Маяковским. Писателю было уже под 80 лет, когда он создал этот сценарий, и надо сказать, что у него был богатый опыт в написании именно сказочных сюжетов. Его перу принадлежат сценарии таких мультипликационных фильмов и кинофильмов, как "Заколдованный мальчик", "Остров ошибок", "Сказка о рыбаке и Рыбке", "Царевна-лягушка", "Капризная принцесса", "Необыкновенный матч", "Сказка про влюбленного маляра", "Царевич Проша", "Ослиная шкура" и несколько десятков других знаменитых киносказок.
Негодный я человек! Бессовестный негодяй! Обманщик и прощелыга!
Звездная обойма актерского состава и остроумный интересный сюжет обеспечили ему большой успех у зрителей. В самом деле, такие мэтры экрана как Татьяна Пельтцер, Игорь Дмитриев, Мария Барабанова, Владимир Этуш, Михаил Глузский, Олег Даль и молодые актеры Елена Проклова и Михаил Боярский смогли создать неповторимую историю о приключениях самого популярного персонажа русских народных сказок Иванушки-дурачка. На этот раз неисповедимые пути авторов привели любимца детей и взрослых в исполнении Олега Даля в дом сурового и жадного до денег купца Марко Богатого (Михаил Глузский), где Иванушка увидел дочь купцову, прекрасную Настеньку (Елена Проклова). В результате несчастного случая Настенька упала в обморок, а когда красна девица пришла в себя, то оказалось, что она лишилась чувств. Авторы обыграли старинное выражение, которым обозначали обморок - слова "лишилась чувств" были истолкованы буквально - девушка перестала испытывать эмоции и чувства, ну, из серии "что воля, что не воля".
- Вот сейчас лягу, закрою глаза - и уйду...
- Куда ты уйдёшь лёжа? Да ещё с закрытыми глазами?
Иванушка, естественно, кинулся спасать любимую, а по пути к личному счастью он встретит самых разных людей: милейшую и добрейшую "хрычовку старую" Бабу Ягу в исполнении Марии Барабановой, утонченного Короля, роль которого сыграл "народный маркиз Советского Союза" Игорь Дмитриев, совестливого конокрада Федю - одного из первых киноперсонажей Михаила Боярского, харизматичного колдуна в исполнении Андрея Попова. Олег Даль со своими голубыми глазами и Елена Проклова, бывшая в молодости (да и сейчас тоже) что называется, кровь с молоком, настолько гармонично смотрятся в этих ролях, что нам трудно представить на их месте других актеров.
Людей на свете много, а совести на всех так и не хватает.
Фильм, как говорится, сказка, и в ней намек. Картина по доброй традиции советского времени несла в себе не только сказочную составляющую, но и высмеивала пороки тогдашнего общества. Это и склонность к накоплению дорогих вещей, и обращение ко всякого рода шарлатанам, объявлявшим себя ясновидящими, телепатами и целителями (в советское время их тоже хватало). И меркантильные интересы, которые преследовали родители, подыскивая пару своим детям и не учитывая при этом их чувств, и вечное недовольство молодых по отношению к старикам.
- Я телепат! Телепаю на расстоянии все, что надо и что не надо!
Фильм полюбился зрителям за доброту, за чуточку грустинки в сюжете, за грамотно развернутую интригу, за нестандартное раскрытие некоторых классических образов, особенно это касается образа Бабы Яги: в фильме это не зловещая скелетообразная старуха с дребезжащим голосом, а пухленькая бабушка, похожая на вашу соседку по подъезду и истосковавшаяся по ласковому слову и уставшая от амплуа старой вредной старухи, от которой все шарахаются и поговорить не с кем.
И, конечно, искрометный тонкий юмор, фразы, которые хотелось повторять.
Это я правду говорить затрудняюсь, а вру-то я без запинки!
Немаловажную роль в фильме сыграл рыжий конь Федя. К сожалению, судьба четвероногого актера сложилась трагично. При перевозке коня после окончания съемок конюх по своей халатности не привязал его в открытом кузове грузовика. На железнодорожном переезде машина пропускала поезд. Внезапный мощный гудок состава испугал коня, он выпрыгнул из машины и сломал обе передних ноги. Эта травма для лошади означает приговор, коня пристрелили. Событие потрясло съемочную группу, Надежда Коршеверова вспоминала, что видела, как плакал Олег Даль.
Я помню, с каким нетерпением мы в детстве ждали показа этого фильма по телевидению - для нас это было настоящим путешествием в красивую и добрую сказку.
— Это что же получается господин чудотворец? Сколдовал кое-как, наспех, и в кусты? Прежде она хоть безопасная была!
Эта последняя цитата ни в коей мере не относится к создателям фильма. Уж они-то точно "сколдовали" на славу.