Картина "Лоренцо и Изабелла" стала первой картиной Джона Эверетта Миллеса, написанной с пометкой PRB - Pre-Raphaelites Brotherhood / Братство Прерафаэлитов, о чем имеется соответствующая пометка на ножке стула, на котором сидит Изабелла (юная девушка на переднем плане картины).
Картина посвящена очень популярной в викторианской Англии вообще и в стане Прерафаэлитов в частности поэме "Изабелла или горшок с базиликом" Джона Китса, которая рассказывает историю трагической любви юной и богатой Изабеллы к молодому, но значительно менее состоятельному Лоренцо (молодой человек в пурпурном, который сидит на картине рядом со своей возлюбленной). Братья красавицы (все три молодых человека на противоположной стороне стола) не одобрили романтический выбор сестры и, не долго думая, убили ее избранника, а труп закопали в чистом поле. Призрак юноши явился к Изабелле и рассказал ей о случившемся. Романтично настроенная девушка не только откопала труп любимого, дабы убедиться в правдивости его слов, но и принесла голову мертвого Лоренцо домой. Она закопала ее в горшок с базиликом, тот самый который, подобно "чеховскому ружью", стоит на перилах балюстрады на заднем плане картины.
Более подробный пост о поэме Китса и о том, чем она закончилась можно прочитать тут.
Большинство любителей поэмы как правило рисовали Изабеллу с горшком, в котором она закопала голову возлюбленного. Страдания юной девушки, которая все еще любит, но уже знает, что ее любовь утрачена навсегда - это один из самых напряженных моментов поэмы и, к тому же, именно эта сцена делает картины, написанные на ее сюжет, максимально узнаваемыми. Миллес же выбрал другой путь. Он изобразил сцену чинного семейного обеда, в котором неподготовленный зритель вообще может не найти отсылок к сюжету поэмы, тем более, что у Китса этой сцены в принципе нет.
Художник изобразил сцену семейного обеда, на котором присутствуют все участники грядущей драмы. Более того, присутствуют и все признаки дальнейшего развития сюжета. Так, Лоренцо и Изабелла - главные герои поэмы уже влюблены. Именно поэтому они сидят слегка обособленной группой на переднем плане картины. Они едят апельсин - символ страсти, но это не обычный, а красный апельсин, который на английском языке именуется "кровавым" - таким образом фрукт намекает на трагическую судьбу Лоренцо.
Братья, если и не приняли еще своего рокового решения, то уже явно недовольны происходящим. Именно поэтому они, как антагонисты главных героев, сидят на противоположной стороне стола. Один из них пинает собаку, которую гладит Изабелла, тем самым проявляя свой не самый дружелюбный характер и попирая самый распространенный символ преданности и верности.
С этой поднятой для пинка ногой связана и другая байка. Некоторые искусствоведы считают, что за этой не вполне естественно нарисованной ногой Миллес скрыл эрегированное "мужское достоинство" старшего из братьев. Таким образом художник намекает, что нелюбовь братьев Изабеллы к Лоренцо связана не только с коммерческими соображениями (напомним, юноша образован, но беден), но и с банальной ревностью.
Следует упомянуть, что Прерафаэлиты не стремились пользоваться услугами профессиональных натурщиков. Во-первых они утверждали, что профессионалы позируют слишком профессионально и это выглядит не натурально, а во-вторых услуги натурщиков стоили денег, которых у юных братьев попросту не было. Так что для почти всех ранних картин Прерафаэлитов позировали их родственники и друзья и представленный на картине пир - это не только иллюстрация к поэме Китса, но и вполне себе семейное торжество или, скорее, дружеская пирушка.
Давайте знакомиться. Старший брат Изабеллы, тот самый, что пинает собаку, - это некто Д. Харрис колледжский задира, которого на реальных "репетициях обеда" не было. Художник написал его по памяти (возможно некоторая неестественность его позы в действительности связана именно с этим). Брат Изабеллы с бокалом в руке, скептически разглядывающий сестру и Лоренцо - это Фредерик Джордж Стивенс. Молодой человек тоже входил в Братство, хотя и не занимался живописью т е занимался, но рано разочаровался в своем таланте и писать картины забросил. Вошел в историю и Братство как искусствовед и литературный критик. Младший брат Изабеллы - молодой человек, который сидит последним за левой стороной стола - никто иной как Уолтер Хоуэлл Деверелл, рано ушедший из жизни Прерафаэлит второй волны, наиболее известный по картине "Двенадцатая ночь", для которой позировала Элизабет Сиддал.
Напротив Деверелла справа - сам Данте Габриэль Россетти. Пожилой человек, который вытирает губы салфеткой - это отец Миллеса. Для Лоренцо позировал брат Дане Габриэля Россетти - Уильям Майкл Россетти. В роли Изабеллы - жена сводного брата художника, чье имя искусствоведам установить не удалось.
Картина была воспринята публикой сурово и большой славы художнику не принесла. Наибольшей критике подверглись слишком светлые и жизнерадостные тона картины. Сегодня шедевром можно полюбоваться в Художественной галерее Уокера (Ливерпуль, Великобритания).