Найти в Дзене
WineTime

Что за дуализм скрывается в вине как культурном феномене?

Оглавление

Я не сомневаюсь, что многие энофилы, оказываясь за пределами круга единомышленников, сталкиваются с некоторой иронией в их адрес. Получить насмешку, пошловатую шуточку, звание «выпендрежника» в ответ на благородный порыв поделится впечатлениями и знаниями с друзьями, коллегами или клиентами — не очень-то редкое явление.

Колоссальное количество мемов связано с вином и околовинной тематикой. В массовой культуре часто встречаются шуточки про вино, иногда сравнимые с анекдотами группы Б. Даже в фильмах и сериалах, которые я очень люблю (“Книжный магазин Блэка”, например).

Что за дуализм скрывается в вине как культурном феномене? Как продукт, который используется в религиозных ритуалах, воспевается художниками, поэтами и писателями, стал предметом шуток? Закономерно ли это? Как к этому относиться? Как я к этому отношусь?

ВМЕСТЕ С ТАПОЧКАМИ

Виноград одомашнили очень давно. Еще до изобретения обуви люди выращивали виноград и пытались его хранить. А почему бы и нет? Сладкие, сочные ягоды — отличный источник питательных элементов и энергии. Единственная проблема — свежий виноград быстро портится. Человек обратил этот недостаток себе во благо и стал производить вино путем сбраживания плодов целыми гроздьями в глиняных сосудах. По схожей технологии вино производят и сегодня. В Грузии и Армении для этих целей используют большие глиняные конусообразные амфоры без ручек — квеври. Кахетинские вина — тема отдельной статьи, но пока не пробовал, писать не буду.

Квеври на улице В Грузии
Квеври на улице В Грузии

Интересный факт: обувь и вино были придуманы древним человеком примерно в одно время. Это удалось обнаружить при археологических раскопках в Грузии, когда в пределах одного культурного слоя исследователи нашли первые квеври и примитивную кожаную обувь.

Итак, вино было с нами всегда. Наши далекие предки еще не построили древнейшие из городов и государств, не разделились на народы и не придумали известные нам древние языки, военное дело, науку и искусство. Но этот удивительный напиток уже был.

В III тысячелетии до н.э. представители великих культур древней Месопотамии использовали вино в сложных религиозных ритуалах. Винная культура стала неотъемлемой частью культа, сакральной стороны жизни человека.

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Греческий бог Дионис — первый известный историкам бог вина. Эллины использовали вино в различных религиозных целях, но именно для культа Диониса были характерны безудержные веселые пиршества с танцами и музыкой. Греки и римляне начали производить вино в огромных количествах, и этот напиток стал доступен широким массам населения. Вино все дальше отходило от своих сакральных корней, становилось частью не только религиозной, но и светской жизни. Оно дарило людям радость, утешало и поднимало настроение.

Игра в коттаб на симпосии. Изображение на фреске.
Игра в коттаб на симпосии. Изображение на фреске.

В Древней Греции V-IV веков до н.э. была популярна игра коттаб. На симпосиях греки, помимо бесед и употребления пищи, соревновались в меткости, плескаясь вином из бокалов в специальный металлический сосуд — коттабий. Этот элемент игры с вином изображали на фресках и посуде.

ВИНО В СРЕДНИЕ ВЕКА

Средние века были непростым временем для винной культуры. Арабское завоевание нанесло значительный урон виноделию Испании. Известно, что в X веке калиф Осман приказал вырубить 2/3 виноградников Валенсии.

Но в остальном на территории Европы виноделие продолжало существовать и развиваться. И здесь общество (главным образом, духовенство) столкнулось с проблемой чрезмерного употребления вина в рядах служителей церкви. Маргиналии богословских книг напоминают нам об этом — там можно встретить многочисленные юмористические отсылки к этой теме.

-4

Саркастический образ тучного монаха с бокалом вина (или кружкой пива) стал лейтмотивом творчества баварского художника Эдуарда фон Грютцнера. Его картины вызывают улыбку и действительно поднимают настроение.

-5

Постепенно вино стало выходить из пенат монастырских виноградников и оказалось на столах населения.

-6

ВИНО В НОВОЕ ВРЕМЯ

После Эпохи Возрождения монополия церкви на производство вин постепенно стала снижаться. В Европе виноградники выкупались богатыми семействами и представителями аристократии. Виноторговля превращается в крупный международный бизнес и становится доступнее (в основном это касается Европы). Вино становится самым употребляемым спиртным напитком.

ВИНО В РОССИИ

В допетровскую эпоху вино на Руси не было широко распространено. Веяния европейской моды и развитие торговых отношений привели к проникновению культуры винопития в среду привилегированного населения. К началу XX века Российская Империя стала одним из основных потребителей игристых вин.

-7

Слегка прилизанный и заискивающий образ официанта с бутылкой вина на подносе — хороший рекламный образ для аудитории обеспеченных граждан. Он может вызвать неприязнь и повод для шуток и насмешек у других социальных групп. Возможно, так и случилось. Образ укоренился в сознании, и вина (особенно игристые) стали неотъемлемой частью образа «недобитой» буржуазии и белой эмиграции.

ВИННЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СЕГОДНЯ

Сегодня существует огромное количество способов проведения досуга, связанных с вином. Винные казино, викторины, дегустации — культура вина укрепляется и становится шире. Вино давно перестало быть «напитком не для всех» и тем более священным, сакральным напитком. При этом оно всегда остается событием.

Вино сегодня обладает парадоксальной двойственностью. Оно продолжает участвовать в возвышенных религиозных таинствах разных культур, но также может способствовать распущенному поведению (причем, среди представителей тех же самых культур). Все это находит отражение в массовой культуре, искусстве и рекламе, юморе.

Ведь любые противоречия вызывают реакцию. Зачастую эта реакция — шутка, юмор, насмешка. Как правило, мы шутим над тем, что нам интересно, что заставляет нас задуматься, что мы считаем актуальным и злободневным. Вино и все, что с ним связано, рождают интерес к себе. Эта тенденция не угасает. Так, профессионалы шутят друг над другом, а те, кто не понимают (или не хотят понимать), шутят над профессионалами.

Недавно в гости пришли друзья. Они знали про наше увлечение вином и немного подтрунивали, видимо считаю неподдельную срасть снобизмом или даже мещанством, не понимая в вине.

Мы в свою очередь, предложили выпить бутылку неплохого итальянского вина, в котором можно ощутить прекрасный аромат и развитие напитка как в бокале, так и в декантере. Затем предложили ровно в той же манере продегустировать плохое вино, которое я как раз припас для подобного эксперимента.

-Нихера себе! — сказал Алексей, после импровизированной дегустации. Больше он ничего не сказал. Позвонил на следующий день и попросил посоветовать и продать ему бутылку.

Шутить можно обо всем, в том числе и о вине, но я считаю, что прежде чем сострить (и тем более, уличить кого-то в снобизме), следует разобраться в теме.