Наверное, нет в русской классической литературе более точного и изящного описания моды 1830-х годов, чем у Гоголя в «Невском проспекте». И при этом оно весьма иронично. Неудивительно! Избыточность этой моды может вызвать улыбку не только у нас. Современники этих дам, "приятных во всех отношениях", тоже посмеивались над их кокетливыми нарядами. Преувеличенно пышные объёмы, огромное количество отделки, прихотливые причёски...
"Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, – пёстрых, лёгких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте".
А всего лучше, мне кажется, описания рукавов. Очень модных, очень эффектных, но... Огромных!
"А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал её мужчина, потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским".
Такие рукава были не просто модной прихотью. Дело в том, что горизонтальные линии костюма - широкие подолы и расширенная линия плеч с огромными рукавами - визуально сужали талию.
И разновидностей таких рукавов дамы и их портнихи придумали великое множество. Названия моделей тоже отличались пышностью. Например, «Монтеспан», в честь красавицы-фаворитки Людовика XIV (широкие вверху, украшенные погончиком с зубчиками, и узкие внизу). Или «Дюбарри», в честь фаворитки Людовика XV (с буфами у плеча и у запястья). «Роксолана», «Габриэль», «Медичи», «Севинье», «монахиня», «турчанка» и прочие в том же духе. Были, правда, и менее романтические названия: «баранья нога», «слон» и даже… «имбецил»!
В разных местах – и выше локтя, и ниже, в одном месте или нескольких их могли дополнительно перехватывать лентами. Например, «Роксолана» – рукав, перевязанный у локтя зубчатой лентой.
Чтобы такие рукава держали форму, на верхнюю часть руки надевали специальные пышные, плотно набитые нарукавнички.
Нередко рукава вечерних платьев были двойными – короткий, а поверх него длинный, но при этом из очень тонкой, прозрачной ткани. Именно такие рукава у платья Натали Пушкиной.
И вот сверху - такие рукава, снизу - широкий подол юбки с пышной отделкой, а посередине - талия, которая по сравнению со всем этим кажется особенно узкой.
Вот зачем нужны такие "воздушные шары"!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!