Найти тему
Офисный рассказчик

Святочные вечера - от Рождества до Богоявления

Оглавление

Говорят, посреди зимы начинается время, когда Господь с божьим воинством замыкается на небесах, а нечистая сила бродит по миру и подталкивает добрых христиан под локотки – лишь бы сбить с толку, подзудить на неправое дело, а потом при удобном случае ухватить да и уволочь в пекло. Некому за грешника заступиться, некому ослушника оберечь, даже месяц на небесах висит с опаской – неспроста Гоголь рассказал свою байку про кузнеца Вакулу, видать и впрямь проснулся однажды на хуторке, глядь – а в небе вместо ясного месяца ведьма на помеле. В чём же дело?

Святки гладки

По церковным канонам Святками называется промежуток между 6 и 19 января. Иногда это время начинают считать с 22 декабря – дня Солнцеворота, самого короткого дня в году. Язычники-скандинавы, братья русских князей, отмечали в декабре Йоль, хоронили солнце и ждали – воскреснет ли. Обязательно жгли костры, приносили жертвы умершим предкам, пили жёлтое пиво, а в тяжёлые годы – резали на дворе лошадей, свиней, а то и пленников в жертву одноглазому Одину.

Славяне рядились в тулупы наизнанку, делали из бересты личины и ходили по дворам с песнями – отгоняли Морану-смерть, славили Святовита и Ярило-солнышко. В деревнях играли «в похороны» чтобы отвадить от живых гибель и пели срамные частушки пугая нечисть весёлым смехом и бранным словом.

-2

Христианство строго-настрого запрещало бесовские игрища, ряженых и скоморохов. Двенадцатидневный цикл христианских праздников был введён в 6 веке, чтобы отвадить римлян и греков от языческих празднований Календ или Сатурналий – гульбищ в честь Диониса, двуликого Януса и солнечного бога воинов, Митры. В эти дни в Риме устраивали пиршества, оргии и карнавалы, случалось раба рядили в царские одежды и сажали на трон с тем, чтобы казнить наутро после праздника.

Православие «перевело» на себя языческие обряды, придав им иной, высший смысл. Так Коляды, обрядовые песни славян, стали славить младенца Христа, вместо ряженых и скоморохов в деревнях стали делать вертепы – представления о рождении Иисуса и посрамлении царя Ирода.

-3

Вместо очистительного купания в честь весны появилась Иордань, а обряд освящения вод всего лишь сменил молитву… Да и девушку в белой рубахе не спускают в тёмную прорубь, чтобы стала невестой Волосу. И слава богу.

Ведьмин день

По поверьям Святки лучшее время для шабашей и ведьмовских ритуалов. Лучше только Канун всех святых и Купальская ночь – время, когда тёмные силы обретают почти безграничную власть над землёй. Души умерших возвращаются с того света и бродят между живых, надеясь завершить земные дела. Те же, кто после смерти не отыскал покоя - души самоубийц, утопленников и невест, не успевших выйти замуж – порой обретают плоть, и пока не взошло солнце, могут вредить людям.

В Петербурге начала 20-х годов, в голодные зимние ночи первых лет революции, говорят были такие извозчики – сядешь в пролётку и только потом увидишь, что у кучера мёртвые глаза, а лошадка трюхает прямиком на Смоленское кладбище.

-4

В Москве девяностых, если верить байкам старых таксистов, появлялись такие путаны. Вроде всем хороша девочка – ноги длинные, личико смазливое, а взгляд ледяной, стылый. Пройдёт красавица по бульвару январской ночкой, снимет себе кавалера – непременнейше некрещёного, - а наутро глядь и нашли голубчика где-нибудь за объездной, мёртвого как полено. И противиться им никто не мог – мужики, молодые и старые шли безропотно, словно магнитом тянуло. Может, конечно, и просто банда работала, клофелином поила, да грабила ротозеев. Мы уже не узнаем...

Всякой уважающей себя ведьме на Коляду надлежало взять метлу и отправиться на Лысую гору – показаться Козлу, принести ему дар и повеселиться в компании таких же колдунов и ведьм.

-5

Если под руку попадался загулявший пьяница – ведьма могла оседлать и его, чтобы слетать на шабаш. В остальные дни Святок ведьмы по ночам выдаивали коров в хлевах, вязали заломы на полях, чтобы вызвать неурожай, дурным глазом подглядывали за сговоренным невестами и творили всякие непотребства.

Зимняя нечисть

В святочные ночи русские крестьяне ни за какие деньги соглашались выйти из дому до первых лучей солнца. Все знали – в овине сидит овинник и ждёт, кого бы придушить, в бане банник упарит до смерти гостя.

-6

Под воротами бродят мохнорылые святочницы – волосатые чудища с огромными когтями. Единственный способ отделаться – бросить святочнице бусы или пёстрый платок, и пока она будет рядиться – улепетнуть подальше.

Оборотням зимой дана особая сила, в сказках о «волчьих невестах» и волколаках, засватавших человеческих девушек, дело всегда происходит под Рождество. А уж если столкнулась пригожая с Дедом Трескуном, одна надежда – что окажется трудолюбивой и находчивой, выбьет деду перину, уберёт ледяную избушку и разгадает все три загадки, иначе быть ей до скончания дней снежной бабой.

-7

Зимняя нечисть водилась не только на Руси. Скандинавы были уверены – зима время Йотунов, ледяных великанов. У греков на Святках шалили каликандзары – ужасные твари с горящими глазами, страсть как охочие до молодых девушек. А у румын бродили мрачные стригои – души клятвопреступников, умерших без покаяния.

Самое главное правило, которое следует соблюдать, чтобы уберечься от нечисти в эти дни – ни одного дела не начинать без благословения. Всю еду и питьё следует закрывать крышками – чтобы черти не плюнули. Нельзя оставлять и пустые чашки неперевёрнутыми – иначе нечисть залезет внутрь, а человек её выпьет с водою и заболеет. Ни в коем случае нельзя брать и тем паче есть «ничейные» угощения, которые найдёшь на дороге – пироги, яйца, яблоки – это бесы пытаются задурить и погубить человека.

-8

И конечно, надлежало не забывать о молитвах и ходить в церковь на все праздничные молебны.

Ряженый-суженый

« Шестилетнему отлучению от Причастия подлежат те, кто, «соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество подобных толков…»- так стращали священники своих прихожан триста лет назад. А девицы всё равно гадали – на воске, на башмачках, на гребнях… Ходили слушать на перекрёсток дорог – где собака залает, туда и замуж пойдёшь.

-9

Подвешивали в сарай гребень – какого цвета будут волосы поутру, такой масти и жених будет. Раскладывали по полу крупу, денежки, гвозди, зёрна, запускали петуха и следили, что раньше клюнет. Если начнёт пить воду – муж будет пьяницей, если клюнет золу – станет курить табак, если хлеб – будет дом полной чашей, если уголь – девице в этом году замужем не бывать.

Вот что рассказала фольклористам костромская крестьянка: «Научили меня, когда спать ложиться - бросить пояс на трубу или на брус и сказать: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». Вот я так сделала, и приснился мне сон: иду я и вижу пруд, на нем гуси, утки плавают и парень загоняет их белобрысый, а жених у меня в этой деревне был черный волосом. А замуж вышла в другую деревню. Смотрю - пруд под окном и мужик мой белобрысенький. Серафимом звали».

-10

Самое страшное и соблазнительное гаданье вершилось в пустой бане, со свечами и зеркалами. Девице надлежало одной, сняв с себя крестик и всю одежду, расставить свечи между зеркал и звать нечистого духа, чтобы он показал портрет будущего жениха. Решались на это немногие - у кого смелости не хватало, у кого доставало ума – в такие ночи молодые парни шалили по всей деревне. И случалось, что после гаданья у ворожеи и живот начинал расти.

В наше время можно довериться простому английскому гаданию – год будет похож на первого прохожего, которого встретите, когда выйдете погулять в Рождественскую ночь. И пускай это будет очаровательная Снегурочка. В крайнем случае Дед Мороз – румяный, добрый и трезвый.