Найти в Дзене
Беларускі ўрбаніст

Ответка Могилёвским знатокам

Оглавление

Рассказ о том, как городские власти и их придворные журналисты, ничего не смыслят в транспорте.

Недавно, наткнулся на интересный пост в Могилёвском телеграмм канале, который меня мягко говоря возмутил.

Как вам тенденция?
Как вам тенденция?

Лично был в Могилёве, и по мне, это очень неплохой город. Там есть место и хорошая перспектива для развития удобного общественного транспорта. А как мы все знаем, только приоритет ОТ, и его развитие спасает город от вредных для экономики пробок.

Проникшись интересом к теме, решил почитать всю статью. Некоторые отрывки статьи меня мягко говоря возмутили.

Мои коллеги вдруг дружно перестали покупать проездные билеты на троллейбус. Берут только на автобус. Причина? Автобусом, говорят в один голос, до места назначения добираться быстрее, чем «рогатой» машиной. Ну, а когда стремишься не опоздать на работу, про самый важный плюс электротранспорта — экологичность — не вспоминаешь!

Именно так начинается статья, мол троллейбусы внезапно, перестали быть популярны, потому что автобусами (по мнению автора) быстрее. Сам по себе автобус не может быть быстрее своего электрического собрата (разгон медленнее, а скорость сопоставимая). И если коллеги автора резко поменяли проездные, то возможно либо, они разом переехали в другой район, либо автор преувеличивает.

По словам экологов, свыше 70% загрязнения воздуха в областном центре приходится на автотранспорт, и самая значительная часть выбросов — в «пробках», перед светофорами и у автобусных остановок. А транспортных заторов в Могилеве стало больше — и из-за роста количества авто, и из-за низкой пропускной способности центра города.

И тут автор провластной газеты подмешивает факты. Да, возможно 70% выбросов промышленного города даёт авто транспорт (где гиперссылка на экспертов?). Однако светофоры и остановки не делают пробок, любой мало мальский транспортник это знает. Они как раз настроены на то, что бы дозировать движение и удерживать нужную для стабильного трафика среднюю скорость в городе (30 -50 кмч, по планам ГАИ в рамках программы "Добрая дарога"). Автор жалуется на низкую пропускную способность в центре города, но практика транспортного планирования состоит в том, чтобы личный транспорт как можно чаще ехал в обход центра. В европейских городах, центр всегда приоритетен для общественного транспорта и пешеходов, а не для личного авто. Расширение дорог в центре будет вести только к ухудшению ситуации.

Дорогостоящее расширение дорог убивает пешеходные связи и катализирует пробки
Дорогостоящее расширение дорог убивает пешеходные связи и катализирует пробки
Планировалось продолжить троллейбусные линии до Казимировки, Буйнич, от Заднепровья — к центру по новому мосту и улице Королева. Но громадье планов так и осталось на бумаге из-за отсутствия финансирования. Может, к лучшему? При нынешнем автомобильном буме и на этих линиях «рогатый» транспорт двигался бы, наверное, с «черепашьей» скоростью.

Тут автор задаётся вопросом. А может к лучшему, что в наш век автомобилизации "медленный" троллейбус не пошёл по новому мосту? А что? Автомобили ездят быстрее троллейбуса? Ну тогда зачем общественный транспорт, если единственный кто не превышает разрешенные 50км/ч это троллейбусы и автобус? Опять манипуляция и подготовка умов людей к тому, что было бы не плохо троллейбусную сеть забросить ( ну а потом как в Москве выпилить).

Дальше "независимый журналист" берёт интервью у директора Горэлектротранспорта.

Плюс в огромную копеечку влетает «прокладка» новых троллейбусных линий.
— Об их строительстве в городе речь уже и не идет, — подчеркнул Сергей Монастыренко. — Планировалось поэтапно заменять троллейбусы электробусами, они могли бы следовать и в новые микрорайоны, где нет контактных троллейбусных сетей.

Журналист сам подводит директора к тому, что "денег же много уйдёт на контактные сети". И начальник троллейбусной компаний заверяет, что новых линий не будет. То есть пол статьи автор разносил современный вид транспорта, а потом взял обнадёживающее интервью. Интересно.

Из слов Сергея Монастыренко , мы узнаём страшную правду. Город планировал заменить троллейбусы электробусами. Чтобы вы понимали, так делали только в Москве, и эксперимент очевидно неудачный. Во всём мире ( и в Беларуси тоже) закупают троллейбусы с возможностью автономного хода. Это позволяет не тратится на ненадёжные, и дорогие в эксплуатации и покупке электробусы, плюс расширить троллейбусную сеть. Так делают например в Гродно.

Белорусский троллейбус с автономным ходом в Санкт Петербурге
Белорусский троллейбус с автономным ходом в Санкт Петербурге

Что же хотели (или хотят) сделать тут? Тупо уничтожить контактную сеть, сделав два - три электробусных маршрута, а остальные " скомпенсировать автобусами". Пока об этом прямо не заявляется. Но у нас есть опыт Москвы. Да и статья на это намекает.

Но сегодня и обновление троллейбусного парка оставляет желать лучшего. Ежегодное списание — от 4 до 6 единиц, приобретено же за прошлый год только 2 троллейбуса. Необходимое количество машин на линии мы выпускаем, однако эксплуатационные расходы увеличиваются.

Тут чиновник сетует на отсутствие бюджета, и на то, что троллейбусный парк изнашивается. Остаётся только вспомнить про Могилёвскую триумфальную арку, из за которой добровольно принудительно тащили деньги со всех предприятий. Когда очень приказали, средства находятся? Однако это не к Сергею Монастыренко , этот вопрос к городской администрации: На что средства идут? На понты, или на общественный транспорт?

От этих новостей становится печально...

«И еще учтите, — намекнули в «Могилевоблавтотрансе», — что при одинаковой вместимости цена автобуса 182 тысячи рублей, а троллейбуса — 314 тысяч». А что касается экологии, добавили, то современные «МАЗы» поставляются с «мерседесовским» двигателем — выбросов очень мало.

Вот оно, то о чём я говорил! Они уже сейчас намекают на то, что автобус предпочтительнее. С таких заявлений начинали и в Москве... Да, МАЗы дешевле, но КПД у электродвигателя выше, и затраты на электроэнергию ниже чем на бензин. По "экологичности" евро двигателей это полный нонсенс. Да МАЗы оснащаются европейскими движками чистых стандартов, но это не означает что ваша новая машина такая же чистая как электромобиль. Это очень смешно и грустно одновременно...

Потом окажется, что маршрутки экономически выгоднее содержания ОТ
Потом окажется, что маршрутки экономически выгоднее содержания ОТ
«Троллейбусники» и «автобусники» не один год просят, например, выделить отдельную полосу для общественного транспорта, но в ответ получают отказ. У управленцев — свои резоны.
 — Центр города перегружен транспортом, — заметил начальник отдела транспорта и коммуникаций Могилевского облисполкома Василий Калгин. — Там всего по две полосы движения в каждую сторону, сделаешь по одной специальной — транспорт встанет в пробки.

Теперь видна вся картина Могилёвской вертикали. Во первых, в центре хватает дорог с большим количеством полос.

Во вторых, на выделенные полосы есть даже на трёх полосных ( и не только) улицах центра Москвы! Сравните трафик улиц Могилёва. В здоровом городе общественный транспорт будет всегда иметь приоритет над личным авто, это и уберегает центры европейских городов от пробок. А Василия Калгина не интересует то, что 30-50 или 100 человек в транспорте ждут его автомобиль на одной полосе. В целом, прослеживается либо непонимание чиновниками основ транспортной и урбанистической теории, либо личные интересы автолюбителей.

Думаем и о том, как разгрузить центр города от обилия автотранспорта …
Вспомнили в облисполкоме, что предлагалось это сделать и с помощью строительства в городе новых транспортных магистралей — например, от улицы Королева до улицы Якубовского. Но на это требуются огромные средства, которых в бюджете нет.

Стратегия городской администрации понятна, разгружаем пробки строя дороги (вспоминаем диаграмму выше). На это к счастью тоже нет денег, но гораздо дешевле вкладываться в общественный транспорт и его приоритет.

Что по итогу

Троллейбус - современный экологичный, а последнее время и мобильный транспорт. У Могилёва были деньги на строительство роскошного парка в центре, и обновление мостов. И теперь администрация заявляет, что не будет расширять контактную сеть, и почти не закупает новые троллейбусы, которые не менее важны для города. Новости однозначно удручающие. Журналист (чаще пишущий про спортивную жизнь города), вроде как и за электро, но судя по всему вторит городским властям и несправедливо разносит проверенный временами транспорт, в пользу пока не проверенных электробусов. Судя по характеру статьи в этой при властной газете, исполком собирается в лучшем случае "забить" на троллейбус, а в худшем и заменить вовсе. В некоторых российских городах, такая участь постигала и автобусные парки, мол маршрутки эффективнее. Так что будьте бдительны Могилевчане!

В цивилизованных странах троллейбусы не умирают
В цивилизованных странах троллейбусы не умирают

Редакция будет следить за ситуацией.

Спасибо, что прочитали до конца.
Постоянным читателям и подписчикам отдельный респект!

ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!

Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanism

Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm

Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084