Фильм просто на удивление, начисто, лишён какой-либо клюквы. Я было раскипятился оттого, что учитель Нуреева в Вагановской балетной школе – Александр Пушкин. Ну как так? Файнс сам играл Онегина, знает, кто это – Александр Пушкин. Зачем это разлюли ля рюс?
Почитал. Оказалось, того человека действительно звали Александр Иванович Пушкин.
Важный момент: Файнс сказал, что прошли те времена, когда русских в кино и сериалах играли абы кто, давали знать свою русскость, говоря на европейских языках с надуманным акцентом – либо на очень корявом русском в стиле – Какие ваши доказательства? –
Здесь играют российские актёры (не обязательно именно русские). Ивченко, изображающей Нуреева – солист Татарского Театра Оперы и Балета, при нём – Чулпан Хаматова, его мать играет Равшана Куркова, в приехавшей на парижские гастроли русской труппе – все native speakers.
Мало того – сам Файнс говорит на русском, вполне убедительно.
Он сперва не хотел сниматься в своём фильме, но инвесторы просили поступиться принципом: хоть одно знакомое на Западе имя нужно на афише. Без этого бюджет собрать практически невозможно.
Никаких пережимов с гонениями и жутью, с пылким свободолюбием. Файнс в интервью сказал, что да, Нуреев был очень эгоистичным, вспыльчивым, даже истеричным человеком. В общем-то – говнюком. Таким он дефектора и показал.
«Страстно тянется к искусству», торчит в Лувре, глядя на картины, заучивая зачем-то даты жизни Рембрандта и т.д. Но в Ленинграде в Эрмитаже его не показывают. Хотя там тоже много всего, чтобы эту страсть питать.
Об этом в фильме не говорится ясно, но вижу так: Нуреев чувствовал себя в Ленинграде ущемлённым. Балетная школа, в культурной столице. Говорит: - Они меня считают башкирским колхозником! –
По воспоминаниям, Рудольфа Хаметовича и правда снобировали.
А тут , на Западе, вырвавшись, он – беглец из дикой России, неистово жаждущий красоты и культуры. Натура вольная, алмаз неогранённый. Все ляпы милы и простительны.
Тут он всё правильно рассчитал. Идеально организовал для себя перемену в жизни, исходя из своего темперамента, склонностей и талантов.
Что бы у него было в Союзе, даже при отличной картере? Пятикомнатная квартира в «доме улучшенной планировки». Спецпаёк. Разрешение купить иномарку.
Прославившись на Западе, Нуреев скупал картины, особняки, виллы, острова. Деньгами швырялся. Ну и склонностям волю дал, имел тыщи контактов с себе подобными. В СССР он за эти эскапады всегда б был на поводке у органов.
Кагэбэшников Файнс тоже без всякой демонизации показал. Сидит чувак (в российском кино всегда играющий именно разведчиков и комитетчиков), по-хорошему так говорит: - Руди, на меня из-за тебя очень сильно давят. И поверь – говорят со мной гораздо грубее, чем я с тобой. Давай как-то уживаться. –
Но Руди лишь сверкает глазами и раздувает ноздри, он – снобируемый колхозник, , истерик. При этом – вроде, талантище (я в этом не разбираюсь, но читал, что своим танцем он очень опопсИл классический балет). Ему и в самом деле лучше туда, где «неоткалиброванным» дают возможности.
И он огорчает своих хэндлеров, делает правильный для себя шаг навстречу миллионам долларов и тыщам любовей. Файнс при этом не вибрирует, не вскрикивает. Да, так. Такой человек, такие обстоятельства, такой выбор.
Есть сейчас такой тренд – показывать русских без идиотских пропагандистских ужимок. И даже с симпатией. Помню, как про сериал The Americans «Нью-Йоркер» написал: - Случилось нереальное: миллионы американцев, затаив дыхание, с симпатией смотрят на семью нелегалов, агентов Москвы – и чуть ли не молятся о том, чтобы этих людей не поймали». В норвежском Okkupert русские – внятные, эффективные. Понятно, такие они для того, чтобы после перемоги сказать: - Вот мы какого врага одолели! – Но всё ж это очень симпатичный поворот от образов кретинов в ушанках и с самоваром водки. В «МакМафии» много русских играло – и стереотип тоже не всё определял.
Понимающий, симпатизирующий, говорящий на русском Файнс – радость.
Как-нибудь соберусь и дам подборку из свежих западных журналов, материалы о России. Ни один до конца дочитать не смог – даже не в 99%, а во всех ста – ГУЛАГ, Путин-желает-править-миром, готовится вторжение в страны Балтии и на Украйну, тяжкое наследине мрачного прошлого, ужасающее настоящее.
Нормальный разговор вижу только в кино и сериалах. Не всегда, конечно. Традиция жива, «Красный воробей» сыплет мелким помётом – но даже для Запада выглядит дурацким анахронизмом.
P.S. Главная деталь всей этой истории с Нуреевым – ему было, чем заплатить за новую жизнь. Какой-нибудь Моня в то время провозил мешочек брильянтов и хорошо устраивался в новых местах, а Нуреев привёз талант, вот эту нематериальную субстанцию, которую можно конвертировать, при удачно сложившихся обстоятельствах, в острова, виллы и миллионы. Он у Нуреева был, и рывок этот имел смысл, была тема.
Подписывайтесь на мой канал – здесь в самом деле всё интересное! До новых встреч.