Найти тему
Литература и история

Князь Юрий Всеволодович. Чтобы стать святым достаточно быть праведным

Фреска в Архангельском соборе Кремля
Фреска в Архангельском соборе Кремля

По большому счёту он не был наделён ни даром великого полководца, ни даром управленца и политика. Он не прославился сам, однако на его время пришлись достаточно трагические события нашей истории, которые в итоге и прославили Юрия Всеволодовича, князя Владимирского, в веках.

Если следовать Ипатьевской летописи, то родился он в 1187 году, если Лаврентьевской — то в 1189-м, и был третьим сыном Всеволода Большое Гнездо. Воспитывался княжич, как и положено по статусу, и уже в четыре года «на конь его всади. И быс радость велика в граде Суждал». Как требовали обычаи того времени, юного князя посвятили в воины, однако характер у него был совсем не воинственный, даже наоборот — тихий и скромный. Тем не менее в юности ему довелось поучаствовать в походах, и Всеволод, вероятно, разглядел в нём большой потенциал и, умирая, завещал престол во Владимире не старшему сыну Константину, а именно Юрию.

Константин, естественно, оказался обиженным и мириться с несправедливостью не захотел. Поэтому между братьями начался вооружённый конфликт, о чём свидетельствуют летописные записи. В первый раз их дружины сошлись на реке Ишне, но та битва победителя не определила. Продолжить они решили на другом водоёме, выбрав для сечи реку Липицу. Может, и здесь бы ничего не выяснилось, но войско Константина поддержал одарённый полководец Мстислав Удатный, и в результате князем Владимирским стал старший брат.

Княжил он всего лишь два года, и после его кончины великокняжеский престол перешёл наконец-то к Юрию. И несмотря на то, что в ту пору воевали все со всеми, этот князь старался максимально отгородиться от вооружённых столкновений. Помощь он отправлял только тем, кто был в непосредственной близости. А когда объединённые дружины в союзе с половцами противостояли монголам на Калке, Юрий Всеволодович отправил на подмогу несколько сотен воинов, но к битве они не успели.

Вот так, пытаясь избегать конфликтов, князь оказался в такой ситуации, повлиять на которую, увы, не мог. Писатель и историк Н.М. Карамзин так описывал этот период:

«Настало время бедствия общего, гораздо ужаснейшего, которое, изнурив Государство, поглотив гражданское благосостояние оного, унизило самое человечество в наших предках, и на несколько веков оставило глубокие, неизгладимые следы, орошенные кровию и слезами многих поколений. Россия в 1224 году услышала о Татарах…»

Хотя этнически они всё же были монголами. И Россия о них не только услышала, но и убедилась в их беспощадности. Битва на Калке, как оказалось, была их «пробой пера». Разбив войска русских князей, объединившихся с половцами, они разграбили земли до Днепра и ушли. Князья пожимали плечами, не принимая всерьёз этих кочевников, а Юрий Всеволодович, вероятно, даже порадовался победе монголов, которые «наказали» его соперников.

Но как же он ошибался! Монголы и не думали навсегда уходить из богатых земель, где можно было ой как неплохо поживиться! Ведь даже купола на церквях здесь покрывали золотом! И уже 1237 году кочевники объявились на Владимирских землях.

Города, которые не хотели добровольно платить им десятину, они сжигали дотла, а всех их жителей убивали без разбору или уводили в плен. Действовали они стремительно. Рассредоточившись по нескольким направлениям, монголы, как подсчитал кто-то из историков, брали примерно один город в два дня.

От Рязани, например, не осталось ничего. Более того, город этот уже никогда не был восстановлен. Современная Рязань стоит на месте древнего Переяславля, в который был перенесён княжеский престол.

К Владимиру монголы подошли 3 февраля 1238 года. Юрия Всеволодовича в городе не было — он собирал войско. Те же, кто оставался за крепостными стенами, не смогли грамотно организовать оборону. Владимир был разграблен, его жители частично убиты, частично уведены в плен, семья князя погибла в сожжённом городе.

Через месяц у реки Сити на отряд Юрия Всеволодовича наткнулась второстепенная группа монголов под командованием Бурундая. Русское войско, несмотря на мужество бойцов, оказалось значительно слабее, и было разбито. Погиб и сам князь. Его обезглавленное тело нашёл епископ Кирилл и привёз его в Ростов, где похоронил в храме. Позже была найдена и голова, которую положили в тот же каменный гроб.

Спустя четыре века были обретены нетленные мощи князя, и Юрий Всеволодович был канонизирован Церковью как святой благоверный князь Георгий Всеволодович. Основной его заслугой посчитали праведную жизнь.