3 января 1868 года произошла Революция Мэйдзи. Именно в этот день сёгун был окончательно отстранён от власти, и в Японии восстановилось прямое императорское правление. Страна вступила в период быстрой модернизации и вскоре первой из очевидно неевропейских стран стала значимой военно-политической силой в мире.
Что такое Япония
Чтобы понять значимость произошедшего тогда, следует учесть особенности Японии как страны и культуры.
Не будет большим преувеличением сказать, что Япония из знакомых нам культур по типажу напоминает, наверное, Кавказ - с поправкой на мононациональность, изолированность и больший масштаб. Та же клановость, проистекающая из той же расчленённости ландшафта (гористый рельеф с долинами).
Карта в большем разрешении - тут.
Исходно там существовали отдельные княжества, и лояльность людей была связана именно с ними, а не с Японией как целым (островное положение усугубляло ситуацию: о внешнем мире подавляющее большинство населения имело весьма условное представление).
Объединяющей силой была императорская власть, имеющая опору в традиционной японской языческой религии - синтоизме. И тут следует учитывать, что мы несколько неправильно переводим традиционные японские титулы. Японский "тэнно" - "император" - это не совсем император в знакомом нам смысле.
"Тэнно", прежде всего, был первожрецом синтоистской религии. Предками его считались боги японского пантеона. Титул этот был почему-то переведён как "император", хотя в европейской системе званий это, скорее, "Папа" - патриарх. Или - ближе - "Халиф" в исламе, иногда обладавший светской властью, а иногда уступавший её султанам. Но, за исключением чисто религиозных моментов, подчинялись японцы традиционно либо сёгуну, либо - в основном - своим локальным князьям, "даймё".
Аналогом европейского короля или императора был именно "сёгун" - светский правитель. Формально - так сказать, заместитель "тэнно" по скучным вопросам хозяйственного управления. Фактически же именно сёгун являлся монархом в европейском понимании, "вождём". Тэнно же -"шаман", первосвященник. На практике же влияние сёгуна тоже не следует преувеличивать: лояльность клановому даймё обычно оказывалась сильнее.
В целом следует сказать, что к моменту Революции Мэйдзи Япония была не так уж слаборазвита. В Китае маньчжурская династия Цин целенаправленно блокировала развитие технологического потенциала страны, опасаясь за свою власть. В Японии, несмотря на более строгую изоляцию, с этим было проще - власть всё же "своя" (хотя частично сёгуны Токугава шли по похожему пути, борясь с огнестрельным оружием). Но Япония как страна была значительно беднее и меньше Китая, так что её темпы развития всё равно оставляли желать много лучшего.
После установления власти сёгунов Токугава в начале XVII века ввоз иностранных технологий был поставлен под жёсткий контроль. Огнестрельное оружие было довольно широко распространено в Японии XVI веке, но Токугава запретили его: разрешены были, как встарь, только мечи и луки (и только самураям).
Однако экспедиция коммодора Перри и заключение "неравноправных договоров" в 1854 г. вынудили Японию "открыться" для торговли с внешним миром. Это и послужило изначальным толчком для описываемых событий. Длительный кризис в Японии убедил в итоге практически всех думающих представителей элиты в необходимости реформ.
Переворот 3 января
Существовали умеренно реформистская и радикально реформистская партии. Сторонники радикальных реформ стали искать опору в императорском дворе. Учитывая, что на троне формально был малолетний император Муцухито - к моменту событий ему было 15 - фактически всё решали его приближённые. Вопрос был в том, кто ими станет.
В 1867 году сёгун, ввиду крайней непопулярности своей власти, по совету умеренно реформистской фракции, решился провести "финт ушами": формально вернуть власть императору, но сразу же стать премьер-министром при нём. Но был короткий момент, когда он уже не сёгун, но ещё не императорский премьер-министр. В этот момент и произошёл переворот, вошедший в историю как Революция Мэйдзи.
4 января должна была произойти большая встреча всех заинтересованных сторон, на которой предполагалось определить состав правительства. Но 3 января радикалы, физически заблокировав доступ к императору, организовали назначение премьером своего ставленника. Бывший сёгун вообще не вошёл в состав правительства, был лишён титулов, а также значительной части земельных владений (составлявших примерно четверть территории Японии).
Разумеется, он этого так не оставил: в Японии началась гражданская война. Но к лету 1869 года основные силы мятежников были разгромлены, и императорское правительство взяло всю полноту власти.
Реформы Мэйдзи
Если проводить аналогии с Европой, то в Японии сформировалось нечто вроде теократии: у власти встал первосвященник. В результате все перемены оказались подкреплены ещё и божественным авторитетом (что, несомненно, оказалось весьма нелишним).
В рамках подготовки к реформе была произведена попытка очистить синтоизм от буддистских напластований. В какой степени это удалось сделать - сложный вопрос: это намерение столкнулось не столько даже сопротивлением в народе, сколько с упорным непониманием того, что вообще имеется в виду. Но, как бы то ни было, статус императора от этого дополнительно возрос - и это было то, что и нужно при столь масштабных переменах.
Прежде всего, была изменена сама структура общества. Теперь население делилось на титулованную знать, дворянство/самурайство и простой народ (прежде сословная структура была гораздо сложнее). Теоретически самураем полагалось пенсия, однако на практике у государства не было столько денег. В результате самураи в значительной степени остались без средств к существованию. Часть из них пошла в служащие, часть занялась коммерцией - в основном, в связи с отсутствием делового опыта, безуспешно. В связи с этим многие самураи в дальнейшем принимали активное участие в антиправительственных волнениях.
Одним словом, различие между простонародьем и самурайством достаточно быстро стало стираться. Тем более что была введена всеобщая воинская повинность, то есть армия стала в основном крестьянской. Это существенно подорвало самосознание самураев как воинского сословия.
Произошла земельная реформа: налог стал взиматься не с урожая, а с земли: это повысило доходы государства. Ну и - самое главное - власть даймё на местах была ликвидирована. Сначала сторонники новой власти из их числа добровольно отказались от своих земельных владений. Позже другие даймё, из числа более сообразительных и менее упрямых, сделали то же самое. Последних пришлось принуждать, но, в целом, всё прошло довольно легко.
Впрочем, бывшие землевладельцы были сразу же назначены управляющими теми же территориями - теперь на немалой госзарплате . Но жить они теперь должны были в основном в столице. В новой "Восточной Столице" - Токио, куда правительственные учреждения были перенесены из Киото. Ещё позже - после административной реформы - многие даймё перестали быть даже и "губернаторами" своих бывших владений.
Ну и, конечно же, началась быстрая промышленная модернизация. Государство приглашало иностранных подрядчиков создавать с нуля или радикально модернизировать промышленные предприятия, в первую очередь - кораблестроительной и военной направленности, но не только.
Произошла реформа системы образования. Попытка создать сразу всеобщее среднее образование оказалась провальной из-за необеспеченности кадрами. Но всеобщее начальное по немецкому образцу было всё же введено. Более того, школы делались общими, в них принимали и мальчиков, и девочек.
Результаты реформ
Под влиянием Революции Мэйдзи в Японии изменилось практически всё. Насколько общество такого - "кавказского" - типа могло модернизироваться, оно модернизировалось.
Конечно же, не без проблем. Резкие рывки в одних отношениях сочетались с вызывающей архаикой в других. Как выяснилось после аварии на АЭС Фукусима-1, даже в Японии начала XXI века попросту отсутствовала общегосударственная система электрификации: ведь ещё в разных частях страны электрификацию проводили разные иностранные подрядчики...
Тем не менее, рывок оказался весьма мощным. Всего через четверть века после Революции Мэйдзи Япония одержала победу в Первой японо-китайской войне, вследствие чего была признана "страной европейского уровня развития". Ещё через десятилетие, после победы над Россией, она признаётся великой державой.
Конечно же, Япония и после модернизации во многом сохранила свою "клановую" специфику. Когда началась индустриализация, на базе прежних феодальных кланов сформировались мегакорпорации, существующие до сих пор.
Отсюда, в частности, специфика отношений японских фирм с сотрудниками. Подобно тому, как клан мог "усыновить" человека, даже взрослого (как известно, даже адмирал Ямамото стал членом соответствующего клана только в 32 года) - этому вполне соответствует кавказский обычай побратимства, там тоже есть принятие в клан - сотрудник как бы "усыновляется" корпорацией. Он проводит с коллегами не только весьма длинный рабочий день, но и значительную часть досуга, работодатель заботится о его семейном благополучии, существует "плата за лояльность" (даже на той же должности через 5 лет сотрудник будет получать существенно более высокую зарплату...).
В общем, та же клановость на новом социальном и техническом уровне. Тот же "типа-Кавказ", но побольше, постарше и более исторически изолированный.
Впрочем, сейчас другие времена. Япония, как и другие страны "первого эшелона", уже упёрлась в "потолок" индустриальной фазы развития. Нужно переходить к чему-то новому. И теперь "брать пример" Японии не с кого. Посмотрим, что у неё это получится...