Ещё не так давно, чтобы получить новую копию операционной системы от Microsoft, нужно было отдать приличную сумму - от 3 до 10 тысяч рублей в пересчёте. Если вы отказывались платить за серийный ключ к Windows, то рано или поздно система просто переставала работать (конечно, если у вас не стальной крюк вместо руки и нет повязки на глазу).
Но на сегодняшний день, Майкрософт раздает последний выпуск своей ОС официально бесплатно! Когда Windows 10 только вышла, корпорация позволяла бесплатные обновления с Windows 7 и Windows 8. Но эта кампания уже завершена, а система так и продолжает свободно поставляться любому желающему. Конечно, есть пара незначительных особенностей вроде предуреждения об активации в правом нижнем углу или "изощрённые" способы смены фона рабочего стола. Но пусть даже так - всё остальное работает точно так же, как если бы позволили своему кошельку похудеть ради детища небезызвестной IT-компании.
Так почему? Что случилось с Microsoft, что они решили раздать свой труд в такой доступной форме?
Не по доброте душевной, конечно же. Если оглянуться назад в историю развития семейства Windows, можно заметить, что пользователи в большинстве своём очень медленно и неохотно переходят со старых версий софта на новые. Поэтому, как мне кажется, одна из главных целей компании - перевести как можно большее количество пользователей на новую версию продукта, чем пытаться выжать из аудитории все финансовые соки. К тому же, Майкрософт называет Windows 10 последней версией системы, а это значит, что ей более выгодно выпускать критические обновления безопасности для одной, новой системы, чем поддерживать жизнь в старых.
"Хорошо, но как тогда компания зарабатывает?" - спросите вы. Они решили перенять опыт разработчиков игр, которые выпускают свои продукты по модели Free-To-Play. Если вдуматься, например, уже 4 года назад (2016), примерно 89% людей пользовались персональным компьютером, тогда как на заре, в 1997 году, только 37 процентов людей использовали ПК в повседневной жизни. Наличие такой большой аудитории позволяет компании частично получать доход с приложений, которые разработчики продают через цифровой магазин - Windows Store - что по умолчанию встроен в Windows 10 (так же происходит и с уже известными App Store в яблочных устройствах и Google Play в Android-девайсах).
Кроме того, компания пытается ввести пользователей в свою экосистему. Что это значит? Давайте разберёмся.
Например, возьмём сервис OneDrive (облачное хранилище от Microsoft), которое по умолчанию присутствует в Windows 10. Начав пользоваться сервисом (условно-бесплатным), пользователь уже будет основывать свой выбор в пользу устройств от Microsoft, которые, естесственно, работают с этим хранилищем. Таким образом, покупатель, возможно, отдаст предпочтение XBox, а не Play Station в качестве игровой приставки. Планшет Surface от Microsoft привлечёт клиента сильнее, чем iPad, так как уже ясно, как устройство будет работать. Создание целостной цифровой среды - одна из главных целей любой диджитал - компании.
Помимо таких глобальных идей, есть и едва заметные на первый взгляд вещи, которые позволяют компании иметь дополнительный доход с бесплатной Windows 10. Например, если вы используете поиск Windows 10 как интернет-поисковик, то система по умолчанию включает свою поисковую систему Bing. Таким образом, вы повышаете общий трафик поисковой системы от Microsoft и делаете их сервис более выгодным для рекламодателей.
И говоря о рекламе: компания показывает вам персонализированую рекламу прямо в интерфейсе системы. И также продвигает свои продукты, такие как Office 365, который продаётся по подписке. Поэтому, как только операционная система стала бесплатной, в сети разгорелись скандалы - обнаружилось, что Windows собирает вашу информацию и отправляет её на свои сервера втайне от вас. Если только вы не читали пользовательское соглашение, конечно :)
Такое решение уже не считается инновационным на рынке программных решений. Так называемая Freemium (Free + Premium) бизнес-модель активно набирает обороты. И, как видим, все довольны, ведь Windows 10 продолжает набирать популярность.