Найти тему
Дмитрий Манакин

Жизнь феодальна. Обзор песочницы Life is Feudal: Your Own.

Доброго времени суток, уважаемые читатели.

Так уж получилось, что уже и не вспомню как я набрел на эту игру, которая затянула меня на долгое время. Жил я тогда в городе и, наверное, в жизни моей не хватало какого то сельского экстрима и ощущения приближенности к природе. Да и в играх всегда нравилось развитие персонажа, свобода перемещения, продуманное создание различных предметов и устройств (проще говоря крафт). Много переиграл я в разные игры, но вот по поводу Life is Feudal: Your Own мнение моё и впечатления за несколько лет не изменились. И вот этим январским зимним вечерком захотелось мне рассказать об этой игре, открыть, по возможности, все её плюсы и минусы, поделиться своим мнением.

Загадочное, жестокое и интересное Средневековье. Интриги, войны, Крестовые походы, рыцари в сверкающих латах, религиозные войны, короли всех масштабов мудрости и дурости, принцессы различной степени красоты, отравления, убийства, инквизиция и время алхимиков, изобретателей и великих свершений. По историческим меркам Вселенной это было всего лишь час назад, но мы как беспамятные рыбы лишь ловим ощущения послевкусия. А хочется окунуться в эпоху, посмотреть, поглядеть и потрогать. Опустим пессимистичные предположения, что мы тут же отдали бы Богу душу на очередном костре в виде жертвы аутодафе или влачили бы жалкое существование в трущобах Парижа страдая от проказы. Нет... Вот в этом и есть прелесть игры - она позволяет тебе попасть в любой мир и реализовать нечто любопытное из твоих желаний. Безусловно, игра всего лишь суррогат и имитация чего то, что придумано разработчиками и с чем то приходится мириться и в чем то разочаровываться. Вот и рассмотрим, что нам могут предложить, кстати, наши отечественные разработчики из команды Bitbox, в игре Life is Feudal: Your Own.

Взято из свободного доступа
Взято из свободного доступа

На данный момент командой Bitbox (непосредственно ими и по франшизе) реализовано три проекта под маркой Life is Feudal:

1. стратегия Life is Feudal: Forest Village издатель Mindillusion.

2. онлайн-РПГ песочница Life is Feudal: Your Own издатель Bitbox.

3. глобальный ММОРПГ проект на базе LiF:YO - Life is Feudal: MMO издатель Xsolla Inc.

И каждый проект заслуживает своего обсуждения, но продолжим про LiF:YO.

Когда я начал играть в Феодала или Ёшку (так игру меж собой прозвали игроки), она еще находилась в определенной стадии сырости на уровне альфа-проекта с кучей багов, вылетов и жуткой неоптимизированностью к ресурсам моего ноутбука. Но геймплей победил все неудобства. Как истинное дитя суровых 90-ых игралось все на пиратке отвязанной от Стима на таких же пиратских серверах. Сейчас всё намного удобней, проще и стабильней. Не идеально, но... начнём.

Предыстория, которую мы видим в самом начале игры впечатляет своим стилем повествования, не смотря на простоту исполнения и отсутствие каких то динамичных сцен как в кино. Ваш персонаж после испытаний войны, жестокости и гибели своей страны вынужден стать переселенцем и первопроходцем в новых землях и строить свой новый дом в диких краях. Но горевать о прошлом времени нет ни у него ни у нас и мы его забываем, так как впереди трудные часы лишений, испытаний и проблем.

Скриншот из заставок игры. Взято из свободного доступа.
Скриншот из заставок игры. Взято из свободного доступа.

Игра позволяет играть в двух режимах. Создаем свой собственный мир, в котором можно хорошо поучиться практике геймплея и суровой прокачке, отточить проекты строительства своих поселений, изучить ванильную карту. В этом мире можно играть одному или позволить своим друзьям присоединиться к вашему серверу. И разумеется игра в команде идет только тогда, когда вы играете и ваш мир доступен по сети. Ну или компьютер создателя просто должен быть всегда доступен как обычный игровой сервер. Этот вариант идеален для новичков. Плюс еще в том, что можно подключить админский функционал и получить моментальный доступ ко всем возможностям игры.

Второй вариант - это подключаемся к уже созданным серверам. И тут вариантов просто море. PVP или PVE, а может и совмещенные условия игры, ограниченный или полный скилкап по навыкам и умениям (ограниченный скилкап дает вам возможность получить узкую специальность, ремесло), будете вы выживать в одиночку, придёте на сервер в компании своих друзей или уже там будете набирать свою гильдию или вступите в чужую. Если вы один, то вам просто необходим полный скилкап, чтобы иметь возможность выучить все ремесла и уметь все делать самому, а иначе вам придется искать поселение и контакты с теми, кто умеет что то, чего не умеете вы. Социальная составляющая игры один из столпов геймплея. Банальные настройки сервера на продолжительность суток и то уже дают разные варианты игры. Есть ли на сервере адекватная администрация, интересно ли на сервере и есть ли там какие плюшки в виде ивентов, торговли и т.д.

Скажу сразу, что когда ищете интересный сервер, на котором вы захотите остаться - это будет долгая история и придётся перебрать их великое множество.

И самое важное это вайп. Чтобы потом не бомбило от того, что вы уже понастроили кучу построек, обзавелись скотиной, друзьями, врагами и выковали себе классный меч, прокачались как Геракл, а тут бац и всё умножилось на ноль и перед вами снова обновлённый и дикий мир, а вы опять дистрофик-никто.

Хотите вы развиваться быстро или вы суровый задр..., то есть хардкорщик :-)... на это влияет Х-рейт. Параметр скорости прокачки навыков и умений. Мне приходилось играть и на х1 в соло и не скажу, что там было скучно... Повезло с адекватными соседями и то, что это был сервер для фермеров PVE, правда там совсем не было администрации и сервер неожиданно умер в один из горестных дней. Вымораживал только однообразный терраформинг, ибо копать землю и добывать ресурсы было весьма сложно. Вот тут и пригодилась помощь соседей и бартер на товары и услуги. Можно не отыгрывать РП целенаправленно, но оно само так или иначе приходит в игру. Но х1 это все-таки для тех кто играет уже давно и ищет новых ощущений от игры. Впрочем, я заметил, что это влияет на уровень наличия на сервере неадекватов, школьников и прочего люда - они отсеиваются сами по себе не выдержав рутины и эволюции.

Если вы хотите быть не только мирным фермером, но и желаете одеть доспехи и нахлобучить лысого соседа ржавым мечом, попутно разграбив его имение и умыкнув курицу, то вам нужен сервер с Судным Часом. Однако будьте готовы к тому, что пока вы начали играть и сами по себе никто и нищеброд - нахлобучивать будут вас и грабить тоже будут вас, опустошая сундуки с лутом, который вы так упорно делали и собирали. Но есть маленькие хитрости как можно спрятать свой лут и выжить. Но об этом как-нибудь потом, если вдруг кому будет интересно развитие темы по LiF:YO. В общем, всё как в Средневековье.

Взято из свободного доступа.
Взято из свободного доступа.

Не важно какой вариант вы выбрали, но пора подключаться к игре и карать, карать, карать... Но нет, карать - это еще не скоро :-). Время кастомизации и создания своего перса. Перенос персонажа по серверам невозможен - на каждом серваке вы создаёте персонажа заново. Функционал "родильни" не блещет богатым инструментарием и разнообразием настроек как в тех же Симс, но мы люди суровые и средневековые - в те времена младенцев вырубали из камней тупыми топорами. Задача по сути простая и затруднений не вызовет даже у новичка, хотя настройки ремёсел и боевых навыков могут застопорить процесс. Однако включаем логику или просто жмём на рандомную настройку и, вуаля... мы попадаём, наконец то, в самое что ни на есть Средневековье.

Взято из свободного доступа.
Взято из свободного доступа.

История великих империй и цивилизаций всегда начинается с мелких и невзрачных дел, с бытовухи, о которых не напишут в летописях потомки. Наша империя начнётся с самого примитива, с банальной ветки и куска древесной коры. Да и то, нужно сперва настроить под себя интерфейс игры, чтобы было удобно и комфортно. Теперь вы и впрямь готовы покорять мир, разобрались с управлением и курсором, сделали первые неуклюжие шаги по средневековой земле. И тут обычно начинает работать мозг выживальщика и самый острый вопрос (особенно на густозаселённых серверах) - где мне найти моё место под солнцем и пустить крепкие корни? На сервере могут играть до 64 человек и построиться где-либо порой просто непросто и приходится изрядно побегать и попотеть (не забывая при этом изучать мир и качать навыки, попутно собирая ресурсы для крафта).

Хорошо, когда выбранный сервер имеет поддержку и есть онлайн карта и свой сайт или группа в соцсетях. Не стесняйтесь писать в глобальный чат и задавать вопросы игрокам - как правило в помощи не отказывают и, вероятно, вас тут же кто нибудь начнет вербовать к себе в гильдию. Знакомьтесь с игроками и держите тон хороших отношений - вам здесь еще долго играть с этими людьми и наживать врагов раньше времени неразумно. Даже на PVE. Попутно, бегая по острову, разведывайте местность и будете потом знать, кто и где живет и где земли каких гильдий - это поможет быстрее ориентироваться. Даже ванильная карта в игре не так уж и мала и пробежать её из края до края займет достаточно времени, учитывая, что параметр выносливости постоянно напоминает о себе. А вас ожидают еще опасности в виде диких и агрессивных животных, которые могут вас запросто отправить к праотцам. Каждое пешее путешествие становится реально опасным и может окончится печально.

-6

Забудьте о великолепных замках и цитаделях, крепких стенах и золотых доспехах, боевых конях и прелестных девственницах... Мир LiF:YO суров до безобразия своим реализмом и разнообразием возможностей. Вы бомж, без роду, без племени и даже без крыши над головой... И по сути вам жить осталось немного, так как каждый уважающий себя феодал должен хорошо кушать и ремесло повара в этой игре одно из самых значимых. А еды у вас практически нет и будущее ваше туманно...

И как тут выжить когда так одиноко и вокруг враждебный мир? Идите под чье-нибудь крыло, где накормят, дадут работу и отправят на войну. Или живите гордым одиночкой пробивая себе путь к солнцу от самого дна днища. Как жить в гильдиях вам расскажут в этих гильдиях и научат всему, что нужно. А мы будем отыгрывать одинокого нуба... или нубийку :-). Вы удивитесь сколько в игре присутствует девчонок, девушек и женщин (встречались даже бабушки). Я говорю про реальных людей, а не про типов создающих женскополые персонажи. В игре присутствует голосовой чат для локального диалога и желательно играть с дискордом - печатать в чат порой неудобно, долго и вымораживает такое общение. Динамика игры в некоторые напряженные моменты такая, что писать писульки порой смертельно опасно.

Как и в любой выживалке в феодалах нет ничего нового - нужно активно прокачивать навыки, собирать ресурсы. Мы можем исследовать поверхность почвы в поисках съедобных кореньев, чтобы подпитаться на первых порах. В зависимости от прокаченного при настройке перса навыка мы можем иметь возможность делать те или иные действия. Наш персонаж активно взаимодействует с окружающим миром. Мы можем исследовать деревья, недра земли и т.д. Кроме того в самом начале нам доступно примитивное строительство, которое тоже нужно прокачивать, чтобы открыть возможности строительства различных построек без которых дальнейшее развитие невозможно.

Взято из свободного доступа.
Взято из свободного доступа.

Распланировать прокачку персонажа и правильно её произвести это вам не фунт изюма скушать, тут надо отнестись к этому весьма серьезно, иначе в дальнейшем можно застрять на каком то этапе развития. Временный лагерь можно разбить вблизи начальных ресурсов, которые вам понадобятся - обычно это побережье океана рядом с карьером глины и хоть мало мальскими скалами, в которых можно добыть камень. В океане мы можем ловить рыбу и готовить ее.

В игре существует такое основное понятие как качество всех предметов и построек. Это означает, что любой предмет имеет свой параметр качества от 1 до 100 и логично, что чем выше качество предмета, то тем лучше. Если вы нашли дерево низкого качества, то и напилить из него можете доски, поленья и бревна качества не лучшего и, соответственно из этих материалов вы не сможете сделать качественную постройку или скрафтить инструмент, который прослужит долго. В идеале нужно стремиться к высокому качеству материалов, но на этапе прокачки с этим можно не заморачиваться - навыки и умения все равно не дадут вам возможности делать хорошие вещи.

Автор: Old SchooL TeaM
Автор: Old SchooL TeaM

Сам игровой остров поделен на регионы и климатические зоны, которые различаются произрастающей флорой и условиями для фермерства. Для первого раза лучше поселиться на юге, где можно легко найти пропитание в виде яблок. Возвращаясь к качеству предметов и вопросу о еде скажу, что от качественной еды зависит коэффициент уровня прокачки ваших навыков. Чем качественней вы питаетесь, тем лучше и быстрее идёт прокачка вашего персонажа. Идеальный вариант это многокомпонентная еда. Качество еды и профессия повара обесценивается на серверах с высоким х-рейтом, а вот там где х1, х3 или х5 хорошая еда ценится очень высоко.

Есть уникальные региональные ресурсы без которых невозможен крафт и строительство определенных предметов и построек. И их надо будет поискать отправляясь в экспедиции в тот или иной регион. Но, если наладите нужные контакты, то бартер вам в помощь.

Еще один основной столп игры - это потрясающий терраформинг. Лопата и упорство творят невероятные чудеса и только успевай воплощать свои идеи. Работать примитивными инструментами из первобытного кремния, палок и травы то ещё удовольствие, но не отчаивайтесь, у вас всё ещё впереди. Прокачивайте горное дело, чтобы научиться искать железную руду. Качайте строительство, чтобы научиться строить примитивные печи для обжига и горны для выплавки железа. Это даст вам толчок к развитию и выведет вас как питекантропа в эпоху железа и вы сможете сменить свои примитивы на железные топоры, пилы и т.д.

скриншот с ruload.org
скриншот с ruload.org

Полный скилкап, как я и говорил ранее, даст вам возможность выучить все ремесла. А их в игре предостаточно. Здесь и фермер, и охотник-животновод, алхимик, кузнец и оружейник, лесоруб-егерь, строитель, шахтер. И каждое ремесло тесно связано друг с другом. Чтобы строить хорошие, крепкие постройки нужна качественная древесина, камни, гранит, мрамор, а чтобы ковать инструмент, оружие и доспехи нужна качественная кузня или домна, качественные дрова или уголь, качественная руда. В постройках плохого качества у вас не выйдет ковать хорошие вещи. Каждая профессия несёт заряд позитива и интереса. Без охоты вы не сможете заняться животноводством - разводить курей, свиней, овец, лошадей, коров. Без продуктов от животноводства невозможно производство вещей и приготовление еды. Жизненный принцип - из дерьма делать конфету не работает. Лесоруб и егерь занимается восстановлением и посадкой качественных лесов, ибо строительство уничтожает в округе все деревья и если их не высаживать снова, то можно в итоге оказаться посреди пустыни. Многообразие различных деревьев весьма впечатляет и имеет значение из каких оно пород при строительстве или изготовлении предметов. Мягкая древесина или твердая. Каждый вид деревьев дает в итоге различный объем материалов и кроме того имеет значение возраст дерева. Чем дерево старше, тем и материалов в нем больше. А пока не выкорчуете пень на этом месте нельзя ничего построить или высадить. Хороший тон в игре и правило каждого уважающего себя феодала - удалять за собой пеньки, ибо они нагружают сервера, если там нет функции самоочищения.

Взято из свободного доступа
Взято из свободного доступа

В игре присутствует смена сезонов, есть изменения погоды, что влияет на такое ремесло как фермерство. Это целое искусство получить вовремя хороший урожай, без которого опять же трудно прокормить себя, соклановцев и свою живность. Но с хорошим и качественным навозом у нас всё получится. Землю надо подготовить и не везде можно сажать, ибо почва тоже бывает разная (лесная, плодородная, песок) и разного качества. И логично, что на низкопробной земле хороший урожай не поднимется. Нужна вспашка, полив - все как в жизни. И тем обиднее если кто то залезет в ваш огород и упрёт весь урожай. Тут уж пора точить саблю и карать, карать, карать... Для фермеров есть специальные календари с прогнозами погоды и нужно успеть собрать урожай до зимы. Но для начала необходимо научиться собирать качественные дикие семена из которых и начнется ваша уютная ферма. А если попросить егеря или же самостоятельно можно собрать хорошие ростки с яблонь, шелковиц и высадить свои сады, с которых и будете собирать урожаи плодов и коконов. Да, здесь реализован прекрасный крафт тканей и шитье одежды. Так же можно заняться виноделием, изготовлением напитков и устроить знатную пьянку после тяжелого будничного дня или отпраздновать похищение чужой курицы.

Автор: Bigundes World
Автор: Bigundes World

Существует множество видео-гайдов по Life is Feudal: Your Own и говорить об этой игре можно довольно долго. Это игра для людей думающих, понимающих и любознательных. И очень терпеливых, размеренных - феодалы не любят суеты. Каждый найдет что то интересное для себя. Играйте в хорошие игры и получайте удовольствие.

Буду весьма благодарен за любую финансовую поддержку моему игровому проекту "Шмурдяк":

Через сервис Qiwi на никнейм: EVENN230

Если обзор вам понравился и вы хотите знать больше, я с удовольствием продолжу рассказ в следующих статьях. Предлагайте свои темы для статей.
Так же прошу не обращать внимания на стиль и орфографию. Пишу как умею, но критику приму адекватно и постараюсь исправиться.
Подписывайтесь, ставьте лайки или дизлайки, комментируйте - мне важно ваше мнение.
Удаленная работа это единственный вид моего заработка (живу в небольшой деревне и, увы, работы у нас нет) и я буду благодарен за любую оказанную помощь
Есть мечта купить хороший компьютер и попробовать свои силы в видеообзорах, стримминге и летсплеях на тематику игр и жизни в деревне.
Всем спасибо за внимание. Особая благодарность тем, кто дочитал до конца - вы уже этим поддержали меня.