Доброго времени суток, уважаемые читатели.
Так уж получилось, что уже и не вспомню как я набрел на эту игру, которая затянула меня на долгое время. Жил я тогда в городе и, наверное, в жизни моей не хватало какого то сельского экстрима и ощущения приближенности к природе. Да и в играх всегда нравилось развитие персонажа, свобода перемещения, продуманное создание различных предметов и устройств (проще говоря крафт). Много переиграл я в разные игры, но вот по поводу Life is Feudal: Your Own мнение моё и впечатления за несколько лет не изменились. И вот этим январским зимним вечерком захотелось мне рассказать об этой игре, открыть, по возможности, все её плюсы и минусы, поделиться своим мнением.
Загадочное, жестокое и интересное Средневековье. Интриги, войны, Крестовые походы, рыцари в сверкающих латах, религиозные войны, короли всех масштабов мудрости и дурости, принцессы различной степени красоты, отравления, убийства, инквизиция и время алхимиков, изобретателей и великих свершений. По историческим меркам Вселенной это было всего лишь час назад, но мы как беспамятные рыбы лишь ловим ощущения послевкусия. А хочется окунуться в эпоху, посмотреть, поглядеть и потрогать. Опустим пессимистичные предположения, что мы тут же отдали бы Богу душу на очередном костре в виде жертвы аутодафе или влачили бы жалкое существование в трущобах Парижа страдая от проказы. Нет... Вот в этом и есть прелесть игры - она позволяет тебе попасть в любой мир и реализовать нечто любопытное из твоих желаний. Безусловно, игра всего лишь суррогат и имитация чего то, что придумано разработчиками и с чем то приходится мириться и в чем то разочаровываться. Вот и рассмотрим, что нам могут предложить, кстати, наши отечественные разработчики из команды Bitbox, в игре Life is Feudal: Your Own.
На данный момент командой Bitbox (непосредственно ими и по франшизе) реализовано три проекта под маркой Life is Feudal:
1. стратегия Life is Feudal: Forest Village издатель Mindillusion.
2. онлайн-РПГ песочница Life is Feudal: Your Own издатель Bitbox.
3. глобальный ММОРПГ проект на базе LiF:YO - Life is Feudal: MMO издатель Xsolla Inc.
И каждый проект заслуживает своего обсуждения, но продолжим про LiF:YO.
Когда я начал играть в Феодала или Ёшку (так игру меж собой прозвали игроки), она еще находилась в определенной стадии сырости на уровне альфа-проекта с кучей багов, вылетов и жуткой неоптимизированностью к ресурсам моего ноутбука. Но геймплей победил все неудобства. Как истинное дитя суровых 90-ых игралось все на пиратке отвязанной от Стима на таких же пиратских серверах. Сейчас всё намного удобней, проще и стабильней. Не идеально, но... начнём.
Предыстория, которую мы видим в самом начале игры впечатляет своим стилем повествования, не смотря на простоту исполнения и отсутствие каких то динамичных сцен как в кино. Ваш персонаж после испытаний войны, жестокости и гибели своей страны вынужден стать переселенцем и первопроходцем в новых землях и строить свой новый дом в диких краях. Но горевать о прошлом времени нет ни у него ни у нас и мы его забываем, так как впереди трудные часы лишений, испытаний и проблем.
Игра позволяет играть в двух режимах. Создаем свой собственный мир, в котором можно хорошо поучиться практике геймплея и суровой прокачке, отточить проекты строительства своих поселений, изучить ванильную карту. В этом мире можно играть одному или позволить своим друзьям присоединиться к вашему серверу. И разумеется игра в команде идет только тогда, когда вы играете и ваш мир доступен по сети. Ну или компьютер создателя просто должен быть всегда доступен как обычный игровой сервер. Этот вариант идеален для новичков. Плюс еще в том, что можно подключить админский функционал и получить моментальный доступ ко всем возможностям игры.
Второй вариант - это подключаемся к уже созданным серверам. И тут вариантов просто море. PVP или PVE, а может и совмещенные условия игры, ограниченный или полный скилкап по навыкам и умениям (ограниченный скилкап дает вам возможность получить узкую специальность, ремесло), будете вы выживать в одиночку, придёте на сервер в компании своих друзей или уже там будете набирать свою гильдию или вступите в чужую. Если вы один, то вам просто необходим полный скилкап, чтобы иметь возможность выучить все ремесла и уметь все делать самому, а иначе вам придется искать поселение и контакты с теми, кто умеет что то, чего не умеете вы. Социальная составляющая игры один из столпов геймплея. Банальные настройки сервера на продолжительность суток и то уже дают разные варианты игры. Есть ли на сервере адекватная администрация, интересно ли на сервере и есть ли там какие плюшки в виде ивентов, торговли и т.д.
Скажу сразу, что когда ищете интересный сервер, на котором вы захотите остаться - это будет долгая история и придётся перебрать их великое множество.
И самое важное это вайп. Чтобы потом не бомбило от того, что вы уже понастроили кучу построек, обзавелись скотиной, друзьями, врагами и выковали себе классный меч, прокачались как Геракл, а тут бац и всё умножилось на ноль и перед вами снова обновлённый и дикий мир, а вы опять дистрофик-никто.
Хотите вы развиваться быстро или вы суровый задр..., то есть хардкорщик :-)... на это влияет Х-рейт. Параметр скорости прокачки навыков и умений. Мне приходилось играть и на х1 в соло и не скажу, что там было скучно... Повезло с адекватными соседями и то, что это был сервер для фермеров PVE, правда там совсем не было администрации и сервер неожиданно умер в один из горестных дней. Вымораживал только однообразный терраформинг, ибо копать землю и добывать ресурсы было весьма сложно. Вот тут и пригодилась помощь соседей и бартер на товары и услуги. Можно не отыгрывать РП целенаправленно, но оно само так или иначе приходит в игру. Но х1 это все-таки для тех кто играет уже давно и ищет новых ощущений от игры. Впрочем, я заметил, что это влияет на уровень наличия на сервере неадекватов, школьников и прочего люда - они отсеиваются сами по себе не выдержав рутины и эволюции.
Если вы хотите быть не только мирным фермером, но и желаете одеть доспехи и нахлобучить лысого соседа ржавым мечом, попутно разграбив его имение и умыкнув курицу, то вам нужен сервер с Судным Часом. Однако будьте готовы к тому, что пока вы начали играть и сами по себе никто и нищеброд - нахлобучивать будут вас и грабить тоже будут вас, опустошая сундуки с лутом, который вы так упорно делали и собирали. Но есть маленькие хитрости как можно спрятать свой лут и выжить. Но об этом как-нибудь потом, если вдруг кому будет интересно развитие темы по LiF:YO. В общем, всё как в Средневековье.
Не важно какой вариант вы выбрали, но пора подключаться к игре и карать, карать, карать... Но нет, карать - это еще не скоро :-). Время кастомизации и создания своего перса. Перенос персонажа по серверам невозможен - на каждом серваке вы создаёте персонажа заново. Функционал "родильни" не блещет богатым инструментарием и разнообразием настроек как в тех же Симс, но мы люди суровые и средневековые - в те времена младенцев вырубали из камней тупыми топорами. Задача по сути простая и затруднений не вызовет даже у новичка, хотя настройки ремёсел и боевых навыков могут застопорить процесс. Однако включаем логику или просто жмём на рандомную настройку и, вуаля... мы попадаём, наконец то, в самое что ни на есть Средневековье.
История великих империй и цивилизаций всегда начинается с мелких и невзрачных дел, с бытовухи, о которых не напишут в летописях потомки. Наша империя начнётся с самого примитива, с банальной ветки и куска древесной коры. Да и то, нужно сперва настроить под себя интерфейс игры, чтобы было удобно и комфортно. Теперь вы и впрямь готовы покорять мир, разобрались с управлением и курсором, сделали первые неуклюжие шаги по средневековой земле. И тут обычно начинает работать мозг выживальщика и самый острый вопрос (особенно на густозаселённых серверах) - где мне найти моё место под солнцем и пустить крепкие корни? На сервере могут играть до 64 человек и построиться где-либо порой просто непросто и приходится изрядно побегать и попотеть (не забывая при этом изучать мир и качать навыки, попутно собирая ресурсы для крафта).
Хорошо, когда выбранный сервер имеет поддержку и есть онлайн карта и свой сайт или группа в соцсетях. Не стесняйтесь писать в глобальный чат и задавать вопросы игрокам - как правило в помощи не отказывают и, вероятно, вас тут же кто нибудь начнет вербовать к себе в гильдию. Знакомьтесь с игроками и держите тон хороших отношений - вам здесь еще долго играть с этими людьми и наживать врагов раньше времени неразумно. Даже на PVE. Попутно, бегая по острову, разведывайте местность и будете потом знать, кто и где живет и где земли каких гильдий - это поможет быстрее ориентироваться. Даже ванильная карта в игре не так уж и мала и пробежать её из края до края займет достаточно времени, учитывая, что параметр выносливости постоянно напоминает о себе. А вас ожидают еще опасности в виде диких и агрессивных животных, которые могут вас запросто отправить к праотцам. Каждое пешее путешествие становится реально опасным и может окончится печально.
Забудьте о великолепных замках и цитаделях, крепких стенах и золотых доспехах, боевых конях и прелестных девственницах... Мир LiF:YO суров до безобразия своим реализмом и разнообразием возможностей. Вы бомж, без роду, без племени и даже без крыши над головой... И по сути вам жить осталось немного, так как каждый уважающий себя феодал должен хорошо кушать и ремесло повара в этой игре одно из самых значимых. А еды у вас практически нет и будущее ваше туманно...
И как тут выжить когда так одиноко и вокруг враждебный мир? Идите под чье-нибудь крыло, где накормят, дадут работу и отправят на войну. Или живите гордым одиночкой пробивая себе путь к солнцу от самого дна днища. Как жить в гильдиях вам расскажут в этих гильдиях и научат всему, что нужно. А мы будем отыгрывать одинокого нуба... или нубийку :-). Вы удивитесь сколько в игре присутствует девчонок, девушек и женщин (встречались даже бабушки). Я говорю про реальных людей, а не про типов создающих женскополые персонажи. В игре присутствует голосовой чат для локального диалога и желательно играть с дискордом - печатать в чат порой неудобно, долго и вымораживает такое общение. Динамика игры в некоторые напряженные моменты такая, что писать писульки порой смертельно опасно.
Как и в любой выживалке в феодалах нет ничего нового - нужно активно прокачивать навыки, собирать ресурсы. Мы можем исследовать поверхность почвы в поисках съедобных кореньев, чтобы подпитаться на первых порах. В зависимости от прокаченного при настройке перса навыка мы можем иметь возможность делать те или иные действия. Наш персонаж активно взаимодействует с окружающим миром. Мы можем исследовать деревья, недра земли и т.д. Кроме того в самом начале нам доступно примитивное строительство, которое тоже нужно прокачивать, чтобы открыть возможности строительства различных построек без которых дальнейшее развитие невозможно.
Распланировать прокачку персонажа и правильно её произвести это вам не фунт изюма скушать, тут надо отнестись к этому весьма серьезно, иначе в дальнейшем можно застрять на каком то этапе развития. Временный лагерь можно разбить вблизи начальных ресурсов, которые вам понадобятся - обычно это побережье океана рядом с карьером глины и хоть мало мальскими скалами, в которых можно добыть камень. В океане мы можем ловить рыбу и готовить ее.
В игре существует такое основное понятие как качество всех предметов и построек. Это означает, что любой предмет имеет свой параметр качества от 1 до 100 и логично, что чем выше качество предмета, то тем лучше. Если вы нашли дерево низкого качества, то и напилить из него можете доски, поленья и бревна качества не лучшего и, соответственно из этих материалов вы не сможете сделать качественную постройку или скрафтить инструмент, который прослужит долго. В идеале нужно стремиться к высокому качеству материалов, но на этапе прокачки с этим можно не заморачиваться - навыки и умения все равно не дадут вам возможности делать хорошие вещи.
Сам игровой остров поделен на регионы и климатические зоны, которые различаются произрастающей флорой и условиями для фермерства. Для первого раза лучше поселиться на юге, где можно легко найти пропитание в виде яблок. Возвращаясь к качеству предметов и вопросу о еде скажу, что от качественной еды зависит коэффициент уровня прокачки ваших навыков. Чем качественней вы питаетесь, тем лучше и быстрее идёт прокачка вашего персонажа. Идеальный вариант это многокомпонентная еда. Качество еды и профессия повара обесценивается на серверах с высоким х-рейтом, а вот там где х1, х3 или х5 хорошая еда ценится очень высоко.
Есть уникальные региональные ресурсы без которых невозможен крафт и строительство определенных предметов и построек. И их надо будет поискать отправляясь в экспедиции в тот или иной регион. Но, если наладите нужные контакты, то бартер вам в помощь.
Еще один основной столп игры - это потрясающий терраформинг. Лопата и упорство творят невероятные чудеса и только успевай воплощать свои идеи. Работать примитивными инструментами из первобытного кремния, палок и травы то ещё удовольствие, но не отчаивайтесь, у вас всё ещё впереди. Прокачивайте горное дело, чтобы научиться искать железную руду. Качайте строительство, чтобы научиться строить примитивные печи для обжига и горны для выплавки железа. Это даст вам толчок к развитию и выведет вас как питекантропа в эпоху железа и вы сможете сменить свои примитивы на железные топоры, пилы и т.д.
Полный скилкап, как я и говорил ранее, даст вам возможность выучить все ремесла. А их в игре предостаточно. Здесь и фермер, и охотник-животновод, алхимик, кузнец и оружейник, лесоруб-егерь, строитель, шахтер. И каждое ремесло тесно связано друг с другом. Чтобы строить хорошие, крепкие постройки нужна качественная древесина, камни, гранит, мрамор, а чтобы ковать инструмент, оружие и доспехи нужна качественная кузня или домна, качественные дрова или уголь, качественная руда. В постройках плохого качества у вас не выйдет ковать хорошие вещи. Каждая профессия несёт заряд позитива и интереса. Без охоты вы не сможете заняться животноводством - разводить курей, свиней, овец, лошадей, коров. Без продуктов от животноводства невозможно производство вещей и приготовление еды. Жизненный принцип - из дерьма делать конфету не работает. Лесоруб и егерь занимается восстановлением и посадкой качественных лесов, ибо строительство уничтожает в округе все деревья и если их не высаживать снова, то можно в итоге оказаться посреди пустыни. Многообразие различных деревьев весьма впечатляет и имеет значение из каких оно пород при строительстве или изготовлении предметов. Мягкая древесина или твердая. Каждый вид деревьев дает в итоге различный объем материалов и кроме того имеет значение возраст дерева. Чем дерево старше, тем и материалов в нем больше. А пока не выкорчуете пень на этом месте нельзя ничего построить или высадить. Хороший тон в игре и правило каждого уважающего себя феодала - удалять за собой пеньки, ибо они нагружают сервера, если там нет функции самоочищения.
В игре присутствует смена сезонов, есть изменения погоды, что влияет на такое ремесло как фермерство. Это целое искусство получить вовремя хороший урожай, без которого опять же трудно прокормить себя, соклановцев и свою живность. Но с хорошим и качественным навозом у нас всё получится. Землю надо подготовить и не везде можно сажать, ибо почва тоже бывает разная (лесная, плодородная, песок) и разного качества. И логично, что на низкопробной земле хороший урожай не поднимется. Нужна вспашка, полив - все как в жизни. И тем обиднее если кто то залезет в ваш огород и упрёт весь урожай. Тут уж пора точить саблю и карать, карать, карать... Для фермеров есть специальные календари с прогнозами погоды и нужно успеть собрать урожай до зимы. Но для начала необходимо научиться собирать качественные дикие семена из которых и начнется ваша уютная ферма. А если попросить егеря или же самостоятельно можно собрать хорошие ростки с яблонь, шелковиц и высадить свои сады, с которых и будете собирать урожаи плодов и коконов. Да, здесь реализован прекрасный крафт тканей и шитье одежды. Так же можно заняться виноделием, изготовлением напитков и устроить знатную пьянку после тяжелого будничного дня или отпраздновать похищение чужой курицы.
Существует множество видео-гайдов по Life is Feudal: Your Own и говорить об этой игре можно довольно долго. Это игра для людей думающих, понимающих и любознательных. И очень терпеливых, размеренных - феодалы не любят суеты. Каждый найдет что то интересное для себя. Играйте в хорошие игры и получайте удовольствие.
Буду весьма благодарен за любую финансовую поддержку моему игровому проекту "Шмурдяк":
Через сервис Qiwi на никнейм: EVENN230
Если обзор вам понравился и вы хотите знать больше, я с удовольствием продолжу рассказ в следующих статьях. Предлагайте свои темы для статей.
Так же прошу не обращать внимания на стиль и орфографию. Пишу как умею, но критику приму адекватно и постараюсь исправиться.
Подписывайтесь, ставьте лайки или дизлайки, комментируйте - мне важно ваше мнение.
Удаленная работа это единственный вид моего заработка (живу в небольшой деревне и, увы, работы у нас нет) и я буду благодарен за любую оказанную помощь
Есть мечта купить хороший компьютер и попробовать свои силы в видеообзорах, стримминге и летсплеях на тематику игр и жизни в деревне.
Всем спасибо за внимание. Особая благодарность тем, кто дочитал до конца - вы уже этим поддержали меня.