Разделение астрономии и астрологии как науки и эзотерической дисциплины произошло относительно недавно. Изначально астрономические теории подвергались гонениям из-за противоречий церковным догматам, и только в эпоху Возрождения, после изобретения телескопа, астрономия смогла выделиться в самостоятельную научную дисциплину. В науку, полностью свободную от инквизиторских оков, цензуры, бессмысленных гонений и убийств.
Но до XIX века дела обстояли не так хорошо. Вспомнить того же самого Джордано Бруно, которому гордость не позволила даже под страхом смерти отказаться от своих идей. К тому же, многие деятели, совершившие действительно великие открытия, были приверженцами астрологии и без зазрения совести связывали положения небесных тел с происходящими на Земле событиями.
Клавдий Птолемей работал в Александрийской библиотеке во II веке нашей эры. Библиотека вообще была настоящим кладезем знаний тех времен, позволяла ученым свободно собираться в просторных холлах и обсуждать любые идеи. До тех пор, пока не была разграблена и сожжена.
Птолемей известен своими трудами по астрономии. Его фундаментальный труд, названный «Альмагест», является, фактически, полным собранием знаний по небесной механике того времени. Звездный каталог, составленный до этого Гиппархом, Птолемеем был значительно расширен: он описывал яркость звезд, давал им названия, оценивал яркость, приводил аргументы в пользу шарообразной формы земли, а также пытался объяснить, почему видимые движения планет (на тот момент было известно только шесть) выглядят с Земли так странно. А странно – это то, что некоторые планеты проделывают, например, «мертвые петли». Sekded-ef em khetkhed, или «тот, который двигается назад» — так описывали движение Марса древние египтяне.
Птолемей, пусть и проделал громадную работу, был далек от современных научных взглядов на многие астрономические вопросы. Он считал центром Вселенной Землю, что вполне логично для человека, не имеющего точных измерительных приборов и полагавшегося в основном на собственные органы чувств. По представлениям того времени планеты вращались вокруг Земли, будучи прикрепленными к прозрачным сферам со специальными механизмами, которые и обуславливали их вращение. То есть, грубо говоря, во II веке нашей эры Земля уже круглая, но нет представлений о наличии других звездных систем, природе гравитации (привет, темная материя) и обо многих вещах, которые нам, с высоты бесчисленных исследований предшественников, кажутся очевидными.
Самое интересное вот в чем. Несмотря на способность великолепно аргументировать свою точку зрения и проводить действительно доскональные исследования, Птолемей, видимо, очарованный прелестью глазения на небо, стремился связать события на Земле с событиями в небе. Что тоже логично – если, по общенаучным представлениям, Земля – центр Вселенной, значит, ей уготовано какое-то особое место. Она накрыта небесным куполом, светила на котором движутся явно не просто так.
Положениями звезд и планет Птолемей объяснял не только черты характера или особенности темперамента. Образ действий, телосложение, расовая принадлежность, физиологические и соматические особенности, врожденные недуги – все это, согласно птолемеевской астрологии, объяснялось небесной картой. Современные астрологи более осторожны в своих прогнозах и опираются на эффект Барнума, но также не учитывают положение пульсаров и квазаров, спутников планет, состояние взрывающихся галактик – то есть не используют все то, что было открыто со времен Птолемея до наших дней.
Астрономию и астрологию так долго роднила именно опора астрологии на положение небесных тел. Астрологи зачастую настолько углублялись в исследование карты звездного неба, что уровень их знаний был сравним с профессиональными астрономами. Можно ли сейчас говорить о том, что астрологи используют все передовые научные знания? Вряд ли.
А что вы думаете об астрологии? Делитесь своим мнением и подписывайтесь на канал!