Найти в Дзене
Транспортный Глобус

О системных проблемах общественного транспорта в России

Наблюдая в разных городах России общественный транспорт, особенно его электрическую часть, понимаешь, насколько он в ж.. кризисе.
Насколько он в глубоком упадке.

И дело тут даже не столько в ржавых КТМ-ах, еле ползающих по разбитым рельсам. Дело даже не столько в караванах пазиков и газелей в городах-миллионниках. Дело в полном отсутствии какой-либо внятной стратегии, приоритетов и в понимании нужной ниши того или иного вида транспорта, и каким вообще он должен быть.

В СССР комплексный подход какой-никакой, но был. Может, он был несовершенен, он не учитывал множество факторов. Но некие общие принципы градостроения были видны во всех городах. Сколько плановую экономику не ругай, но она, всё же, позволяла планировать строительство кварталов, домов, нужной к ней инфраструктуры, дорог, общественного транспорта и т.д.

Сейчас ничего этого нет. Это лучше всего видно на том примере, что в разных городах России качество общественного транспорта различается в разы! Где-то он относительно хорошо развит, удобен и комфортен (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Ижевск), а где-то кошмарен для отвращения (Воронеж, Астрахань, Ульяновск, Архангельск, Омск).

Почему одни города сохранили в полном объёме трамвайные и троллейбусные сети, регулярно обновляют подвижной состав и инфраструктуру, а другие всё нафиг порезали? Потому что в первых порядочные мэры, а во-вторых жулики и воры? В некоторой степени и поэтому. Но не только.

Проблема в том, что благосостояние общ.транспорта полностью отдано на откуп городским властям, и никто его на общегосударственном уровне не контролирует. Попадётся адекватный мэр – хорошо, будут новые трамвайчики. Попадётся урод – давитесь в газелях. Даже спонсирование строительства метро в облцентрах перестали финансировать из федерального бюджета – стране нужны деньги на другие вещи..

И самая большая беда тут в том, что ни одна система, входящая в число «хороших» никак не застрахована от развала и деградации в каком-либо будущем. Придёт такой же урод, и всё – начнётся продажа парков налево-направо. Примеры уже есть: Челябинск, Вологда – где были одни из лучших троллейбусных сетей, а сейчас обе под угрозой ликвидации. Есть, кстати, и обратные примеры, когда начиналась деградация и развал, но потом приходил адекватный руководитель, и вовремя всё спасал. Так, например, было в Самаре.

На одной из лекций «Городских проектов» выступал специалист по трамваям, и он сказал довольно интересную вещь: в России в принципе нет каких-либо ведомств, отвечающих за развитие городского электротранспорта, нет институтов, которые могли бы создавать концепции для его развития в городах России. Нет понимания того, как имеющиеся трамваи-троллейбусы использовать в рамках современного города. Отсюда и все ключевые проблемы.

В самом деле: можете ли вы представить, чтобы мэр, скажем, Берлина принял бы решение закрыть половину трамвайной сети в городе? Явно же это не потому, что Берлину с мэром повезло больше, чем Дзержинску. Просто такого мэра самого выпилят на следующий день после подобного предложения. Можете ли вы представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране в одном бы городе ходили современные низкопольные трамваи, были бы электронные табло на остановках, а в соседнем городе бы гоняли маршрутки с остановками у того столба, чёрным налом и т.д.?

Сколько я не видел городов, за редким исключением трамвайные и троллейбусные сети остались такими же, как были в советские времена, или существенно сократились. Даже в городах, где, вроде бы, всё хорошо, за состоянием троллейбусов и трамваев хорошо следят, виды сетей застыли на момент 1991-92 годов. При этом города растут, появляются новые микрорайоны, но туда электротранспорт больше не прокладывают, только автобусы и маршрутки. Вот и выходит, что электротранспорт, призванный брать на себя основную нагрузку там, где нет метро, отходит на второй план даже в таких местах. А что уж говорить про то, что многие маршруты продолжают ходить к закрытым заводам, брошенным промзонам и т.д. И складывается ужасная ситуация: вся созданная в советское время инфраструктура, которая является, можно сказать, неслыханным подарком с неба для нас, на базе которой можно такой ЛРТ отгрохать, такую современную экологичную транспортную систему, что будет просто город-сад, вся эта инфраструктура нещадно разбазаривается. Многие города мира могли бы позавидовать тому наследию, что у нас есть – ведь они вынуждены тратить сотни миллиардов, чтобы эти ЛРТ с нуля построить. Но мы это чудесное наследие, наоборот, зачем-то гробим, превращая наши удобные комфортные для жизни города в помойки уровня третьего мира.