Найти в Дзене
Кочерга

Круглый, нелепый, дорогущий, но самый любимый автомобиль Николая II

Когда граф Орлов лихо подрулил к подъезду дворца в Царском Села на новеньком красном Деланье-Бельвиле, глаза у русского Императора загорелись, как у ребенка. Сам государь не водил автомобили, но был человеком увлекающимся, да к тому же не бедным. Буквально за 10-12 лет в его "конюшне" появилась целая коллекция автомобилей. А вот таких забавных, с круглым капотом Бельвилей было даже несколько. Кстати не удивляйтесь такой странной форме капота, в который помещен двигатель, ведь до того фирма Деланье-Бельвиль делала исключительно....паровые двигатели. Такой был установлен и на яхте последнего русского монарха. Когда началась мода на автомобили, французские промышленники взялись за них, но по старой памяти запихивала двигатель в цилиндр... И что самое интересное, российский император буквально стал "рекламным лицом" марки Дельанье-Бельвиль среди монарших семей Европы и прочей знати. Даже в рекламных проспектах того времени французские производители указывали: "Сам русский царь ездит на т

Когда граф Орлов лихо подрулил к подъезду дворца в Царском Села на новеньком красном Деланье-Бельвиле, глаза у русского Императора загорелись, как у ребенка. Сам государь не водил автомобили, но был человеком увлекающимся, да к тому же не бедным. Буквально за 10-12 лет в его "конюшне" появилась целая коллекция автомобилей. А вот таких забавных, с круглым капотом Бельвилей было даже несколько.

Кстати не удивляйтесь такой странной форме капота, в который помещен двигатель, ведь до того фирма Деланье-Бельвиль делала исключительно....паровые двигатели. Такой был установлен и на яхте последнего русского монарха. Когда началась мода на автомобили, французские промышленники взялись за них, но по старой памяти запихивала двигатель в цилиндр...

Такой же Деланье-Бельвиль был у Николая II (автомобиль из экспозиции музея УГМК)
Такой же Деланье-Бельвиль был у Николая II (автомобиль из экспозиции музея УГМК)

И что самое интересное, российский император буквально стал "рекламным лицом" марки Дельанье-Бельвиль среди монарших семей Европы и прочей знати. Даже в рекламных проспектах того времени французские производители указывали: "Сам русский царь ездит на таких авто", и это было чистой правдой.

Это гараж Николая II, по круглым капотам вы можете посчитать, сколько Бельвилей было у царя.
Это гараж Николая II, по круглым капотам вы можете посчитать, сколько Бельвилей было у царя.

Модель, которую вы видите ниже, официально называется Delaunnay-Belleville HB4, а неофициально Руа де Бельж (король Бельгии), так как идею подобной компоновки кузова, когда задние пассажирские сиденья располагаются значительно выше водительских, предложил бельгийский монарх. Так что машинки этой фирмы были весьма и весьма представительскими.

-3

Отделка автомобилей того периода была выполнена в основном из латунных деталей, а кузов часто был лишь частично металлическим. Например крылья, отделка дверей, а иногда и капота была выполнена из лакированной кожи. Да, дорогие друзья, автомобиль из лакированной кожи...

И еще интересный для автолюбителей факт, колеса у этой модели имели деревянные спицы, а снять колесо можно было только в условиях мастерской, то есть при пробитии колеса запаску фактически приделывали параллельно с пробитым колесом, и в таком виде автомобиль на малом ходу отправлялся в гараж. Именно эта модель могла развивать скорость до 110 км в час! (на секундочку это примерно 1908 год выпуска).

царевич Алексей "за рулем" одного из царских Деланье-Бельвилей, фото из интернета
царевич Алексей "за рулем" одного из царских Деланье-Бельвилей, фото из интернета

К сожалению автомобилей на которых непосредственно ездил Император не сохранилось. Автопарк царя разобрали для своих нужд революционные вожди. Один из царских Деланье-Бельвилей достался Ленину, но он отказался ездить на столь роскошном автомобиле, предпочитая более консервативный Turcat-Mery. До 1928 года последний царский Деланье-Бельвиль числился в партийном гараже, но в связи с дороговизной обслуживания был продан, предположительно в Европу, где его следы теряются...

Деланье-Бельвиль с бачком вместо капота, но что-то в этом есть...
Деланье-Бельвиль с бачком вместо капота, но что-то в этом есть...

Глядя на этот автомобиль вживую становится понятно, почему эта была машина для знати и аристократов. Владеть и обслуживать эту роскошь мог лишь очень состоятельный человек. Как правило хозяева такие машины не водили, нанимали водителей. А в то время водитель обязан был быть еще и высококвалифицированным механиком, это была высокооплачиваемая и престижная профессия, а самое главное, редкая.

Музейный экспонат Деланье-Бельвильвы можете увидеть в музее автомобильной техники УГМК (Свердловская область, г. Верхняя Пышма)