Найти тему
Ходячая Энциклопедия

3 января - Третий раздел Польши: трагический "сдвиг по фазе"

Оглавление

3 января 1795 года была принята совместная Петербургская декларация России и Австрии о Третьем разделе Речи Посполитой. Будучи реализованной в октябре того же года, она завершила многовековое существование польского государства: его остаток оказался поделен между Австрией, Пруссией и Россией. После короткого возрождения при Наполеоне, Польша исчезла с карты мира больше чем на столетие.

Почему так вышло?

Польша постепенно слабела по меньшей мере с начала XVIII века, и раздел между соседними сильными державами - логичный результат этого ослабления. Впрочем, польская государственность и до того была в болезненном состоянии . Это хорошо заметно на примере русско-польских войн XVII века и войн на территории Польши в XVIII веке.

Польско-русская война 1609-1618 гг. в конце Смуты, закончившаяся Деулинским перемирием. По сути, со стороны Польши её вела одна из тамошних группировок. России же приходилось напрягать все силы, и лишь с большим трудом она ушла от полного поражения.

Смоленская война 1632-34 гг.: прошло полтора десятилетия, Россия в значительной степени восстановилась от Смуты, но всё же ещё не до конца. Предвоенные планы России были сорваны, Смоленск отбить не удалось, однако некоторые территориальные приращения страна всё же получила. Тем не менее, результат был явно не соразмерен затраченным усилиям, Польша всё ещё была сильнее.

Украинская война 1654-1667 гг.: теперь возможности сторон примерно равны. Обе напрягают все силы, следствием чего становится боевая победа России "по очкам".

А вот в войнах начала XVIII века складывается уже ситуация обратная той, что была за 100 лет до того: Польша напрягает все силы, Россия же прикладывает едва заметные усилия. Для России боевые действия в Польше - это вообще не цель, а средство достижения цели в рамках её европейской политики: выстраивания дружественных отношений с германскими государствами в рамках общего противостояния сначала с находящейся на подъёме Швецией, потом - с тогдашним европейским лидером, Францией. Усиление влияния в Речи Посполитой - лишь приятный бонус.

Украинская война России и Польши 1654-1667 гг. Последняя, в которой имело место сравнимое соотношение сил.
Украинская война России и Польши 1654-1667 гг. Последняя, в которой имело место сравнимое соотношение сил.

Ещё позже задача "отобрать у Польши исконно русские земли" вообще сходит с повестки дня для России. Она этого уже не хочет, так как фактически имеет шанс установить контроль над Польшей как целым, превратив её в зависимое государство. А позже, возможно, поглотив целиком: зачем же рушить то, чем собираешься владеть?

Собственно, именно этим были вызваны разделы Польши. Пруссия и Австрия, опасаясь, что Россия получит всё, склонили императрицу Екатерину Вторую к тому, чтобы разделить "польское наследство", так сказать, "по справедливости" (и избежать ненужных трений из-за него).

В ходе Первого и Второго разделов всё получилось так, как и рассчитывали "три чёрных орла" (двуглавый и два одноглавых - российский, прусский и австрийский), совместно "заклевавших" белого (с польского герба). Но, как выяснилось, нечто вроде боевого духа у шляхты ещё оставалось: грянуло восстание Костюшко. Чтобы подавить его, потребовался Суворов. Ну и уже по итогам его подавления в 1795 году Польша была окончательно ликвидирована.

Польша и Литва

Одним словом, развал Польши - следствие её "векового конфликта" с Россией. Но с чего начался этот конфликт?

Следует помнить, что под "Польшей" в данном случае мы понимаем Речь Посполитую, или "РОН" - "Республику Обоих Народов". Она возникла после того, как Польша произвела, так сказать, "дружественное поглощение" Великого Княжества Литовского.

Литва и Россия, вернее, исходно Великое Княжество Литовское и Великое Княжество Московское - это два "пост-древнерусских" государства, на базе которых происходила реинтеграция территории разрушенной феодальной раздробленностью Древней Руси.

Со стороны Литвы козырем была относительная близость к древним традиционным культурным центрам Европы, на которые она в цивилизационном отношении ориентировалась. Со стороны Московской Руси (ориентировавшейся на Византию, павшую под ударами турок) - открытый фронтир и возможность быстрой территориальной экспансии (то есть - и значительно большие природные ресурсы).

Покуда не начался процесс индустриального перехода, имело место равновесие. Но элита Литвы допустила ошибку, приняв в качестве официальной конфессии католицизм - в то время как большинство древнерусского населения стойко держалось православия (вследствие чего к социально-этническим противоречиям в Литве добавились социально-религиозные). Однако Москве путь к экспансии на восток поначалу перекрывали пост-ордынские ханства. Лишь после того, как Москва снесла этот барьер, её перевес стал очевиден.

Очевидно постепенное ослабление Литвы.
Очевидно постепенное ослабление Литвы.

Карта тут.

В ходе Ливонской войны под угрозой тотального поражения Литва была вынуждена согласиться на фактическое поглощение польскими родственниками (в Польше и Литве правила одна династия - Ягеллонов, западной ветви Гедиминовичей). Вследствие чего литовско-московский вековой конфликт перерос в польско-российский.

Польша и Россия: конфликт из-за "точки отсчёта"

В 1795 году "вековой конфликт" был вроде бы исчерпан: Россия поглотила почти всё пост-древнерусское пространство, не получив при этом ни одного квадратного метра собственно польской территории. То есть, с точки зрения России, всё закончилось, Россия получила то, что ей принадлежало по справедливости - но ничего сверх того. Польша, конечно, потеряла национальную независимость, но претензии на этот счёт она могла выдвигать только к германским государствам - Пруссии и Австрии, Россия тут совершенно ни при чём.

Однако, с точки зрения Польши, всё было иначе. Для Польши "точкой отсчёта" стала не эпоха Древней Руси, а XVII век, когда под властью монархов Речи Посполитой оказались территории и Польши, и Литвы, то есть современных Белоруссии и Украины. С польской точки зрения - это и есть нормальное положение вещей (а то, что было до того - "седая древность", которую вообще не следует учитывать).

У России же "осевое время" другое: это именно что Древняя Русь.

Это противоречие привело к возобновлению векового конфликта уже при недолгом восстановлении Польши в виде Варшавского герцогства Наполеоном. Даже эта крохотная "Польша" сразу принимает участие в наполеоновской атаке на Россию с целью отбить "своё": Украину и Белоруссию. И с этого всё только начиналось.

Дальше всё происходит в соответствии с анекдотом о том, что столбы наносит ущерб вашему автомобилю только в порядке самообороны (или, в менее цензурном варианте, с анекдотом про охотника и медведя).

После Наполеоновских войн Варшавский регион передаётся России - в виде компенсации ущерба от деятельности поляков и в качестве гарантии того, что подобное не повторится.

После Польского Восстания начала 1830-х гг. Польша, прежде бывшая фактически отдельной политической единицей (вплоть до отдельной валюты), получает существенное понижения статуса, превращается в юридическом отношении в часть России.

«Конец Польши 1831». Картина работы Д. Монтена,1832. Старая национальная галерея Государственных музеев Берлина.
«Конец Польши 1831». Картина работы Д. Монтена,1832. Старая национальная галерея Государственных музеев Берлина.

После восстания 1860-х гг. Польша вообще "исчезает": теперь есть только Привисленский край России.

После революции большевики возвращают Польше независимость в соответствии с правом наций на самоопределение. Итог - нападение Польши на советские республики уже в 1920 г. В результате Советско-польской войны 1920 года граница пролегла на 100-150 км западнее, нежели Варшаве предлагали безо всякой войны. При этом польская историография объявила Польшу победительницей.

Далее Польша пыталась активно взаимодействовать с любой антисоветской силой по Третий Рейх включительно... Итог этой политики общеизвестен и закономерен.

Поведение современной постсоветской Польши на международной арене оставляю без комментариев.

Исторические циклы: польский "сдвиг по фазе"

Но следует обратить внимание ещё на один аспект. Польша, в общем-то, более-менее обычная восточноевропейская страна. А для стран Восточной Европы свойственно постепенное отставание от стран Западной Европы, это нормально. Об этом я писал в заметке о Сталине (там речь шла о России, но это вполне приложимо и к её ближайшим соседям):

По климатическим и транспортным причинам... постепенно накапливается отставание от западных/южных стран: при прочих равных продуктивность экосистемы ниже, затраты на отопление выше, транспортировка обходится дороже. Соответственно, экономика слабее. Когда отставание становится критическим, происходит мобилизационной рывок: за короткий срок отставание преодолевается и даже намечается опережение. Но долго держать режим мобилизации невозможно, поэтому в итоге происходит переход в "нормальное" состояние, в котором снова накапливается отставание.

Но чем дальше на восток и север, тем природные условия хуже. Потому вот этот цикл: "мобилизационный рывок - расслабление - отставание - новый рывок", там "оборачивается" быстрее. В России - фактически каждый век. В Германии же за всё время можно выявить, наверное, один такой цикл - примерно тысячелетний: оформление Священной Римской Империи, её ослабление и распад и подъём Второго Рейха.

Ну, а на территориях между Россией и Германией происходит примерно то же самое с "промежуточной" скоростью. Везде можно найти правителей - авторов "рывков", удачных или нет, которых потом собственные элиты обычно демонизируют. Это естественно:

Понятно, что каждый из них в процессе мобилизационного рывка фактически "ломал страну через колено"..., переламывал предшествующую историческую инерцию. В первую очередь, страдала при этом элита, ответственная за прежний курс. Так как элита обладает куда большими возможностями продавливать собственную оценку исторических событий как всеобщую, то, дай ей волю, все инициаторы мобилизационных рывков выглядели бы, как "черти с рогами".

Иногда демонизация происходит в буквальном смысле слова: можно вспомнить валашского монарха Влада Третьего Бессараба, получившего прозвище "Дракула"...

Сами знаете кто. Картинка взята отсюда: https://divo-ra.blogspot.com/2017/05/blog-post_627.html
Сами знаете кто. Картинка взята отсюда: https://divo-ra.blogspot.com/2017/05/blog-post_627.html

Но дело в том, что в ситуации, когда в одной восточноевропейской стране происходит развал (в связи с тем, что там финал фазы "расслабления"), а в другой как раз всё пока идёт на подъём (просто в силу того, что цикл "крутится" там с другой скоростью), может получиться так, что мобилизующаяся страна просто "сожрёт" находящуюся в кризисе соседку.

С Польшей, по большому счёту, примерно так и вышло. Было мощное польское государство. Шла его естественная деградация. В итоге наступило всевластие элиты (при бесправии большинства населения). Соседи постарались сделать это состояние постоянным (уж очень оно им нравилось). Из развала Польше выйти уже не дали...

В похожей ситуации в своё время оказалась Швеция - во второй половине XVIII века: то же всевластие аристократии и открыто действовавшие в пользу иностранных держав депутаты парламента (существовали "датская", "прусская" и "русская" фракции при двух официальных партиях). Раздел Швеции в такой ситуации выглядел вполне вероятным. Но в последний момент новый король, Густав III Адольф, всё же произвёл переворот - и начал модернизационный рывок. Но могло бы и со Швецией получиться так же, как с Польшей.

Король Щвеции Густав III Адольф. Для двоюродной сестры, Екатерины II, - "Толстяк Гу". Больше всего опасался поглощения своей страны Империей кузины - целиком или по частям. И сделал всё, от него зависящее, чтобы этого не произошло.
Король Щвеции Густав III Адольф. Для двоюродной сестры, Екатерины II, - "Толстяк Гу". Больше всего опасался поглощения своей страны Империей кузины - целиком или по частям. И сделал всё, от него зависящее, чтобы этого не произошло.

То есть, по большому счёту, Польше просто не повезло: её исторический цикл оказался "сдвинут по фазе" относительно исторического цикла России. Ну, и у неё не было "фронтира" и, соответственно, опоры на безграничный источник ресурсов в связи с тем, что Польша оказалась не с краю европейского ареала, а почти в его центре. Но с этим и Германии не повезло так же, как Польше.

Се ля ви: кто-то теряет, кто-то находит...