Мировоззрение
Натурфилософские взгляды
Спиноза
Шеллинг
(pan - все, theos - бог)
детище Возрождения
Фихте, Шеллинг, Гете
В слиянии С природой
преодоление зла
природа - духовна
Многовековые традиции религиозного мировоззрения
Последний проводил мысль о Боге как абсолюте, непреложном по отношению к миру
Соединил два начала, провозгласив единство Бога и всего сущего
в средние века ↑ересь
Баратынский→Гете
С природой ОДНОЮ ОН жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
у Тютчева (позже у Блока): «Все во мне и я во всем»
Проникновение в тайну запредельного - акт творческий, а искусство - высшая форма познания
у Тютчева «Проблеск» О минуте озарения
Желание гармонии с миром и одновременно ставка на свое «Я» - суть романтической поэзии.
Тютчев перед самым закатом пишет Аксакову: «…корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца… В современном настроении преобладающий
аккорд - это принцип личности, доведенной до какого-то болезненного неистовства».
Между двумя космосами - пантеизмом и индивидуализмом - вместилось все самое значительное, что
создал Тютчев.
↓
Истоки трагизма
«Смотри как на речном просторе…», «Как океан объемлет шар земной…», «О чем ты веешь, ветр ночной?», «День и ночь».
Тютчев томился нетвердостию веры, пережил мучительный духовный кризис:
«Фонтан», «Святая ночь на небосклон взошла», «О вещая моя душа»
в пантеистической лирике Тютчева все ощутимее становятся диссонирующие ноты
Тема смерти
Стихии судьбы, общечеловеческая трагедия, и даже любовь - роковой поединок
Тютчевский масштаб личности! («О Господи, дай жгучего страданья»)
В тютчевском тезисе убийственной любви изначально заложено предощущение собственной вины. Даже тема Родины философична (Христос - русская земля)
Баратынский и Тютчев открыли величие разума «мыслящего тростника» и трагизм личности,
противостоящей миру.