(ПО СТАТЬЕ Ю. М. ЛОТМАНА «ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР ТЮТЧЕВА»)
Центром тютчевской картины мира является оппозиция «Бытие - Небытие».
Бытие чаще всего - существование, скснцентоипованное как сиюминутное пребывание (из письма Георгиевского после смерти Денисьевой: «Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то»). - Небытие. Бытие - полнота, заполненность. Небытие - отсутствие.(«Ах, как я ненавижу отсутствующих, которых люблю»). Иногда Небытие стоит над Бытием. («В разлуке есть высокое значенье»). Бытие – интенсивно. Небытие – полное уничтожение человеческого «я».В промежутке - сон, дремота, воспоминание. («Отрадио спать, отрадней камнем быть»). Бытие- стихия. («В душном воздухе молчанье») Гроза- универсальный символ обновления. Запах розы (а не сама роза), голос стрекозы (а не сама стрекоза) становятся знаками жизни, изнывающей от собственной полноты.
Фетовские живые образы принадлежат другой поэтике. (В природе
персонификации, там нет птиц, рыб, зверей. Его орлы и лебеди- эмблемы, а не персонажи.
Образ круга (О) - молнии - знаки полноты, насыщенности жизни. В рамках этой оппозиции лежит и поэтизация ущерба, неполноты, истощения. («Как увядающее мило!») Именно этим достигается специфика тютчевского человека, он утверждает единосущность предельной полноты жизни - любви и предельного проявления небытия - добровольного самоуничтожения. Бытие - Небытие - реальное - нереальное. Две дороги Тютчева:преодоление своего «я» растворением в объективной стихии природы или в мистической реализации потустороннего существования.
(«Весна» →«Как не гнетет рука судьбины» - первый путь, «Проблеск» - второй).
«Смотри, как на речном просторе»: «я» сливается с безразличием стихии → не расширяет
индивидуальность бытия до мирового, а уничтожает его в тютчевском бессознательно - стихийном.
И человек и природа наделены у Тютчева «двойным бытием»: и человека и природы есть два лика – хаотичный и гармоничный. «Сон на море» - билингва: два монолога двух стихий – природы и человека.
II Антитеза: земное ~ небесное. Земное мгновенно и хрупко, небесное получает признак высшей реальности. Растворение в небесном - не исчезновение, а усиление подлинного бытия.
Ш Бытие всегда есть бытие: в пространстве и времени.
Эти категории переживаются Тютчевым как бытовая реальность.
Пространство бесформенно, бесструктурно ~ небытие
Ограниченное пространство - пейзаж
Но есть и положительный образ пространства «Сон»
О (круг) - излюбленный образ (шар земной, солнце) О напряженная связь
Она сидела на полу. . . он - она, но она выше его
Память - опыт бытия. Природа не имеет памяти, не знает страха смерти. Напряженны
часы, дни, минуты. День - ночь. Полдень - полночь.
Бытие насыщено, жизнь концентрированна.
Связь понятий Бытие и Время ~
«Я помню время золотое».
Если поэты «философской школы» писали декларативные стихи, Фет рассказывает о поэтическом импульсе на языке индивидуальных ощущений (импрессионизм), то Тютчев переводит их на язык глубинной оппозиции, которые строят его онтологию мира. По мнению Гинзбург, поэзия Тютчева имеет внеличностный характер. Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях.
Между глубинным миром Тютчева и внешним импульсом стоит уникальный посредник -
тютчевское слово.