Подобные истории - о том, как жила-жила компания без своей формы договора поставки, продавала себе на радость, подписывая почти любой формальный договор (аванс же платят!), и однажды попала на недобросовестного партнёра, который, мало того, что вторую часть денег не заплатил и товар не вернул, так еще и взыскал с компании в суде штрафы неизвестно за что - увы, совсем не редкость в нашей практике...
Поэтому мы всегда советуем своим клиентам не пожалеть единожды время и денег и составить, с помощью квалифицированных юристов, свою собственную, проработанную с точки зрения всех рисков и специфики бизнеса, типовую форму договора с клиентом.
Это поможет идентифицировать для себя те положения в договоре, которые принципиальны для компании с точки зрения защиты ее интересов, и те, которые могут быть изменены, по желанию клиента.
От себя приводим перечень самых ключевых моментов, которые, по нашему мнению, в обязательном порядке должны быть проработаны в Вашем договоре поставки:
1. ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМКИ ЗАКАЗА
Часто в договорах отсутствует четко описанный порядок, каким образом и в какой форме клиент должен направить Вам заказ на очередную поставку, и каким образом Вы должны подтвердить его принятие.
На практике это приводит к тому, что клиент, например, что-то где-то написал в вотсапе неуполномоченному на приём заказов сотруднику, и сел ждать доставки товара. Разумеется, в срок ничего не получил, и пошёл получать с Вас штрафы за непоставку по договору в суд...
2. ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ И ПРОЦЕДУРА РАБОТЫ ПО НИМ
Большой блок, который должен включать подробное описание сроков и порядка документального оформления различных претензий (претензий по качеству, претензий по оформлению товаро-сопроводительных документов, претензий относительно прав поставщика на продажу продукции и пр.).
Из договора должно чётко следовать, какие претензии, в какой момент, в какой форме принимаются сторонами, а какие предъявлены быть не могут.
3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СТОРОНАМИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА, ПОДПИСАНИЕ ТОВАРО-СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЕМКУ ТОВАРА.
Тут, думаю, суть очевидна: не предусмотрев на каком-либо этапе предоставление от контрагента подтверждения прав на ту или иную операцию (например, в виде доверенности), компания имеет большие шансы поучаствовать в споре, при котором контрагент легко сошлется на то, что сотрудник, подписавший что-либо от имени его компании, такими правами не обладал, а значит, всё, подписанное им, недействительно.
4. ЗАКРЫТЫЙ И КОНКРЕТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ШТРАФОВ, НЕУСТОЕК И КОМПЕНСАЦИЙ ПО ДОГОВОРУ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН.
В противном случае (например, с очень распространенной формулировкой о "возмещении полной стоимости ущерба и убытков другой стороне, связанных с нарушением любых обязательств по договору"), легко оказаться в ситуации обязанности компенсации внушительных сумм непонятно, каким образом рассчитанных убытков, возникших по непонятно чьей вине.
Это только самые общие моменты, универсальные для всех.
Надеемся, что Ваш типовой договор в Новом году будет проработан в мельчайших деталях, учитывающих не только общие рисковые моменты, но и специфичные для конкретно Ваших сделок ☺👆