Я - русский. Мой дед по отцу происходил из крепостных крестьян тамбовских помещиков Иловайских (село Дмитриевское Козловского уезда). Мой дед по матери в 1912 году был товарищем председателя (зам. начальника) адресного стола города Казани. Происходил он из вятских крестьян, после окончания церковно-приходской школы служил письмоносцем, потом сдал экзамен на чиновника. Так что прадеды мои были крепостными, а значит, более-менее достоверно русскими. Впрочем, как я уже писал, во времена Александра Невского моих предков было 4 миллиарда, а на Руси такого количества жителей не было, так что в предках моих вполне могли быть и какие-то примеси.
Мой родной язык - русский. Его я слышал с младенчества, на нём произносил первые в жизни слова, учился читать, писать и сочинять стихи. То, что позднее я учился читать и на других языках, ни в коей мере не изменило главного: русскоязычной основы всего моего культурного багажа. Я рад и доволен, что обстоятельства сложились именно так, но никакой особой гордости я по этому поводу не испытываю. Это просто реальность. Объективная данность. Не зависящая от чьей-то особой воли, от чьего-то особого желания. Я понимаю так, что гордиться можно и нужно тем, что ты особо заслужил, особо завоевал. Тем, что ты обрёл в результате преодоления особенных трудностей. А то, что приходит само собой, что естественно и закономерно, - вовсе не основание для гордости. Я родился мужчиной, а сёстры мои женщинами. Это данность, и гордиться здесь нечем. А вот то, что я полез в эстетику, что одна моя сестра стала садоводом, а другая химиком - это уже были наши индивидуальные завоевания, предмет нашей гордости.
Если русский человек, воспитанный в традициях русской культуры, гордится только этим, и только на этом основании требует для себя особого внимания и уважения, значит он дурно воспитан, он не понял в этой самой русской культуре главного: уважительного отношения к любой культуре. Если человек начинает сравнивать разные культуры, отыскивая общие корни, или общие цели, или общие подходы - это полезно и плодотворно. Если же он сравнивает их для того, чтоб возвысить одну через унижение других, то это вредно, опасно и недопустимо.
Как только начинается восхваление какой-то национальной культуры, внимательно смотри, зачем это делается. И если увидишь, что при этом появляются попытки установить субординацию культур, определить. какая из них лучше, выше, значимее, знай - ты столкнулся с национализмом. Это мировоззренческая, социальная и политическая чума прошлого и нынешнего века, база фашизма.
Национальная культура не требует особого восхваления. Она данность, её надо впитывать и осваивать.
В одном из сонетов Шекспира (перевод С. Маршака) есть такие строки:
Я не хочу хвалить любовь свою.
Я никому её не продаю.