В руки попалась карманная книжечка по изречениям Конфуция и решил просмотреть её на содержание, без авторитета "великого мудреца". Главный спонсор чтения и обзора - московское метро.
1. Текст похож на стражу толпо-элитаризма, бюрократии, чиновничества, иерархий. "Молись, постись, трудись и заткнись". Суть библейского проекта сакрализации власти и поддержания её устойчивости в преемственности поколений.
2. Топит за авторитет, послушание и безпрекословное выполнение. Никакого творчества ученика, собственного познания, субъектности, диалектики. Просто слушай духовника и исполняй. Те же яйца, только в профиль. Просто видоизменяют единую маркетинговую стратегию под разные целевые группы в разных регионах.
3. Топит за религию и ритуалы. Отмечает их большую действенность для правителя, по сравнению с законами. Универсальный метод толпо-элитаризма и управления через религиозные культы. Придумано давно, обкатано почти на всех континентах на протяжении многих веков.
4. Если к тексту применить методику "Пиши и сокращай", убери воду, повторы, слишком общие фразы,то останется 3-5% сильных идей. Старый добрый принцип приправки манипуляции "правдой", чтобы контент проходил личные системы информационной безопасности и проникал в массы.
5. Послушание и подчинение все равно не особо удалось закрепить в веках. Хоть в целом в регионе уровень бузодёрство не очень высокий и в Китае многие делают однотипные действия, но и там расстреливают пачками.
6. Спустя века конфуцианство оказалось неконкурентоспособным ни в Китае, ни в регионе, ни в мире. В МГУ общался я как-то с детьми элиты,далее в самолётах с китайцами, далее в самом Китае - русские, по-моему, больше знают про Конфуция, чем они. Я думаю,что и мы лучше знаем мифы и легенды Древней Греции, чем современные греческие кофеманы.
7. Много в учении направлено внутрь, а не во вне: предлагаются навыки искать причины в себе, а не других; начинать изменения с себя, а не других. Эти идеологические рецепты не универсально хороши, а зависят от концепции, которая за ними стоит.Если это концепция рабовладения, то такая идеология - это просто прикрытие, чтобы человек смирился со своим местом в пирамиде и занимался безконечным самокопанием.
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей. А Человек обсуждает концепции.
Обсуждать людей и фокусироваться на личностях - неблагодарное и неэффективное дело. Каждый человек может делать как полезные, так и вредные дела для общества. Каждый может в чём-то преуспевать, а в чём-то терпеть поражения. Делать однозначные выводы, клеить штампы в таких условиях - значит упрощать и искажать действительность. Например, давайте не будем обсуждать великие социальные победы Сталина, ведь он курил и при нём было много расстрелов.
События интерпретировать также однобоко, ведь важно понимать взаимосвязь событий, их контекст, предысторию и последствия. Важно подниматься до уровня идей и идеологий. Но и здесь лишь вершина айсберга, ведь одна и та же идея при разных концепциях может привести к разным результатам. Например, при воровской концепции идеология борьбы с коррупцией может лишь усилить коррупцию. При концепции морального разложения идеи просвещения могут обернутся в зомбирование и растление через школу. Выходим на концептуальный уровень и разбираемся. что и кто стоит за оглашаемой идеологией.
Книгу по буккроссингу передаю читать дальше.