Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Как часто мы, читая хрестоматийное стихотворение, «проскальзываем» мимо смысла отдельных слов, не задумываемся, что имел в виду поэт!
О чём же сказано в этих строках? Кто эти «отцы»?
И снова мы возвращаемся к двум роковым для России датам – годы 1812-й и 1825-й. Поколение Лермонтова и те, кто был чуть старше, с детства слышали рассказы «про день Бородина» и «о славном походе», но в то же время в детстве они видели и другое. Они видели (или слышали об этом), как герои 1812 года оказались государственными преступниками.
Дворянское общество того времени практически всё было или в родстве, или в свойстве, или просто в дружбе. Ни одна семья не была в стороне от произошедших событий. Семья Лермонтова (точнее, Столыпиных) – не исключение: я уже писала о генерале Столыпине и его друзьях. А что же видели подрастающие? А.И.Герцен (он был всего лишь на два года старше поэта) вспоминал: «Тон общества менялся наглазно; быстрое нравственное падение служило печальным доказательством, как мало развито было между русскими аристократами чувство личного достоинства. Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести тёплого слова о родных, о друзьях, которым ещё вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, являлись дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже — бескорыстно». Вот он – «поздний ум», когда, увидев, как можно поплатиться за свои «ошибки», отрекались от былых идеалов.
А дальше юноши вступали в жизнь. О чём они мечтали?
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Это фрагмент из стихотворения «1831-го, июня 11 дня». Лермонтову ещё нет семнадцати… А какое же «боренье» ожидало его и его ровесников? Накануне дуэли, подводя итоги жизни, Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни».
Наверное, «силы необъятные» для исполнения «назначения высокого» были даны не только Печорину, но и многим его ровесникам, однако… Я уже приводила в одной из статей слова А.Мюссе: «Всё то, что было, уже прошло. Всё то, что будет, ещё не наступило». То же самое писал Герцен: «Их общее несчастие состояло в том, что они родились или слишком рано, или слишком поздно… Им раннее совершеннолетие пробил колокол, возвестивший России казнь Пестеля и коронацию Николая».
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так напишет поэт. Наверное, такими могли бы стать дети, воспитанные на «ошибках отцов». Стал ли таким Лермонтов? Конечно же, нет! Ни «позорно-малодушным», ни «презренным рабом» он никогда не был. Стал ли таким Печорин? Думается, всё же нет: ни малодушия, ни раболепия…
Беда лучших из этого поколения – в том, что они не нашли и не могли найти в то время применения своим дарованиям. Поколение «лишних людей»… Какое будущее могло бы их ждать? В одной из статей я рассказала о судьбе Столыпина-Монго, тоже не реализовавшего своих сил. Напомнила и слова И.С.Тургенева о нём и «других русских ex-львах», которые, будучи «хорошими представителями дворянства», всё же ничего не могут сделать в этой жизни.
А ведь если мы произведём нехитрые подсчёты, то увидим, что братья Кирсановы тоже принадлежат к тому поколению, что описано в «Думе». И Тургенев тоже беспощаден: «Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец».
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад…
И не случайно, наверное, перекликаются намерения героев двух писателей: «А я, как только он женится, уеду куда-нибудь подальше, в Дрезден или во Флоренцию, и буду там жить, пока околею» - «Как только будет можно, отправлюсь - только не в Европу, избави Боже! - поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру на дороге!» Ехать собираются в разные места, а цель одна – где-нибудь умереть. Думается мне, грубо ошиблись авторы сериала по «Герою нашего времени», «убившие» Печорина в перестрелке, - судя по всему, это должна была быть не гибель, а именно смерть…
«Дума» Лермонтова – приговор его поколению. Да, сам поэт во многом стоит выше своих героев, но не выделяет себя. В.Г.Белинский, принадлежавший к тому же поколению, охарактеризовал «Думу»: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!» А Лермонтов уже в предисловии к роману указал свою цель: «Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков… Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»
«Излечиться» должны сами…
*******************
Раз уж мы заговорили о Печорине, то, наверное, должны вспомнить и о том, что его часто сравнивают с другим литературным героем – Онегиным. Что можно из этого сравнения вынести? Поговорим в следующий раз…
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь
Навигатор по всему каналу здесь