Найти тему

Редкостей коллекция

Почитать описание оригинала Статута Великого Княжества Литовского, Библии Мартина Лютера и просмотреть несвижскую библиотеку Радзивиллов – скоро каждый сможет это сделать, не выходя из дома. Национальная библиотека в следующем году запускает сайт государственного реестра книжных памятников начала XV – конца XIX века. О проекте, который готовился три года, мы побеседовали с руководителем рабочей группы, заместителем начальника Национальной библиотеки кандидатом исторических наук Алесем Сушей.

-2

– Алесь Александрович, какие средневековые раритеты можно будет увидеть на сайте? А почитать в оригинале найденную книгу получится?

– Книгу можно будет почитать, когда придете к ее владельцу или в библиотеку. Найти издание получится по каталогу на том языке, на котором оно печаталась – церковнославянском, старобелорусском, немецком, французском либо польском. А удивлять читателя на сайте, конечно, будет чем. Беларусь в XV–XVI веке во времена Франциска Скорины представляла собой не окраину России или Европы, а центр, где конфессиональная терпимость и деятельность – хозяйственная, просветительская, политическая – некоторых отдельных прогрессивных личностей создала условия для получения очень многими сословиями неплохого образования. У нас развивались науки, ремесла, формировались передовые идеи.

Вот книга «Великое искусство артиллерии», изданная в 1650 году на латыни во Франкфурте-на-Майне, стала на долгие годы учебником военного дела для всех пушечных дворов Европы и Беларуси. Ее автор – наш соотечественник, Казимир Семенович, уроженец Орши. Многие считают его изобретателем прототипа многоступенчатой ракеты. Или маленький сборник 1618 года, написанный кириллицей, стал первым Букварем в Европе.

Ранее такого понятия не было. Я нашел его в Британской библиотеке. По типу белорусского Букваря, но на других языках, были выпущены книжки для учебы в иных странах.

– Думаю, что большая часть потенциальных пользователей реестром древней книги даже не знает, с чем хочет или может встретиться в каталоге.

– Значит, пора познакомиться с тем, что мы имеем. От древнецерковной до светской литературы. От бесценных единичных рукописных экземпляров арабоязычных памятников поэтического творчества до такого раритета, как рукописная книга татар Китаб. Эта народность была ассимилирована на территории древней Беларуси. Она утратила свой язык и писала арабской вязью белорусские слова. У нас есть подборка коллекций книг, таких как полоники (польскоязычных изданий), скориники (литературы издательства Ф. Скорины), эльзевиры – по фамилии голландских печатников XVI–XVIII веков, наводнивших своей продукцией многие западные страны. Самая древняя книга каталога – «Поучение в божьем законе» Иоанна Нидера (1470 г). А одна из наиболее уникальных – экземпляр стихов Петрарки, изданный в Венеции в 1501 году.

Коллекции представлены также инкунабулами – книгой Западной Европы, ставшей одной из первых печатных изданий типографии Иоганна Гутенберга (между 1397 и 1400 – 3 февраля 1468). Есть кириллица – 1315 экземпляров на старобелорусском, староукраинском, церковнославянском языках. Есть также коллекция радзивиллианы (книг несвижской библиотеки древнего рода).

-3

– Насколько я понимаю, именно Радзивиллы были людьми, несущими просвещение в нашей стране?

– И они тоже. Например, из самой ранней коллекции несвижской библиотеки этого рода во времена Екатерины в 1772 году была сформирована основная по численности экземпляров часть библиотеки Академии наук России. Это факт. В 1989-м пожар в фонде Академии наук уничтожил все издания. То, что осталось, – подаренные другим библиотекам незначительные коллекции. Книги, которые легли в основу белорусской радзивиллианы – это намного более поздние издания из библиотеки, которую Радзивиллы пытались восстановить после конфискации.

– Уместен ли вопрос, кому принадлежит первенство в книгопечатании среди славяноязычных стран? Скорине или нет?

– Первенство принадлежит типографии в Кракове и монастыре Цетинье в Черногории. Франциск Скорина начал издавать в Праге Священное Писание и другую религиозную литературу третьим по счету, как бизнесмен и прогрессивный человек, поддерживавший идеи Реформации. Как вы знаете, ее последователи считали, что только Священное Писание может быть основой христианской веры, а не власть и порядки католической церкви. Поэтому Библия должна была наводнить территорию Великого Княжества Литовского, по расчетам Скорины. Но потом типографии стали возникать в каждом крупном городе, и все они так или иначе находились в частных руках – монастырей, помещиков, издателей. Это – еще одно свидетельство наличия гуманистической свободы высказывания на белорусских землях.

– Как вы считаете, появление реестра древней книги пробудит интерес к старобелорусской литературе у граждан нашей страны?

– Очень надеюсь на это. У нас есть чему учиться, изучая прошлое, не стыдясь своих корней.

Лариса КАШТАНОВА