Эксплуатирует трамвайную сеть города Тулы МКП «Тулгорэлектротранс». Трамвайная система Тулы начала свою историю с 1927 года, в лучшие времена насчитывала 2 депо, одни вагоноремонтные мастерские, около 300 вагонов и 16 маршрутов. Однако, речь в данном материале не об истории, а о текущем состоянии тульского трамвая.
1 Маршрутная сеть
По состоянию на январь 2020 года действует 11 маршрутов. Из них 8 маршрутов работают каждый день, а три маршрута работают лишь в будни в часы-пик. Интерес представляет также то, что 8 (!) из 11 маршрутов проходят через Пролетарский округ города, при этом именно здесь имеется единственный в Туле «районный» (ныне окружной) маршрут № 7, начальная и конечная точки которого расположены в Пролетарском округе. Все остальные маршруты связывают между собой как минимум два округа города.
Все маршруты тульского трамвая представлены в списке:
Номер маршрута Наименование Выпуск в будни Выпуск в выходные дни
3 Щегловская засека – Московский вокзал 4 4
6 Стадион «Металлург» – ул. Штыковая 2 0
7 Щегловская засека – стадион «Металлург» 7 5
8 Московский вокзал – ул. Штыковая 2 2
9 Стадион «Металлург» – Московский вокзал 8 8
10 Стадион «Металлург» – Кондитерская фабрика «Ясная поляна» 8 6
11 Щегловская засека – «Красный Перекоп» 2 0
12 Пос. Менделеевский – ул. Штыковая 10 8
13 Стадион «Металлург» – Пос. Менделеевский 10 9
14 Пос. Менделеевский – Кондитерская фабрика «Ясная поляна» 8 6
15 Щегловская засека – ул. Штыковая 2 0
Напомним, что к моменту распада СССР действовало 15 маршрутов, номера 1-15, максимальное количество маршрутов было в 1985 году, действовал еще 16 маршрут. Наивысшем номером маршрута в Туле был 20. Также периодически действовал маршрут «Кольцо», единственный, который обозначался не номером.
2 Подвижной состав
В настоящее время для выпуска и ремонта, включая капитальный, подвижного состава используется один парк, ныне трамвайное депо, которое расположено на площадях бывшего трамвайного депо № 2. Фактически депо № 1 в 2000-е переехало на территорию прежнего депо № 2. Депо № 1 на Оборонной долго использовалось как автобусный парк МКП «Тулгорэлектротранс», после чего территория была продана и ныне на большей ее части ведется застройка жилым кварталом. Т.е. площадка первого депо потеряна безвозвратно.
По состоянию на 12.12.2019 года на балансе числилось 104 пассажирских вагона, среди которых: 46 «ветеранов» еще чехословацкого и чешского производства Т-6В5 (альтернативное обозначение Т-3М) – вагоны еще советской поставки 1988-1989 годов выпуска №№ 13,14,17,18,23,24,25,26,27,28,29,30,55,56,83,84, 301,305,308,309,311,313,316,317,319,320,322,324,326,332,333,334,335,338,340, 341,344,346,347,348,349,350,356,358 и единственные новые вагоны, поступившие в 1996 году напрямую из Чехии с завода №№ 47,48. Разброс нумерации объясняется тем, что вагоны с двухзначными номерами принадлежали депо на Оборонной, а вагоны 300-й серии сохранили номера, которые были приняты в депо Криволучье, когда оно было еще вторым. Перенумеровывать вагоны не стали. Вагон № 358 ныне самый крупный бортовой номер тульского трамвая. Самым же крупным номером в истории тульского трамвая был 446, но продолжалось это недолго. Поезд Т-3 445-446 поставки 1986 года послужил в бывшем втором депо недолго и был передан первому депо, где получил номера 1-2. Надо отметить, что долго самые большие бортовые номера имел поезд 441-442, а вплоть до августа 2017 года самый большой номер носил вагон Т-3 № 434.
43 вагона КТМ71-619КТ 2004-2006 годов выпуска – так называемые «московские подарки», вагоны передавались безвозмездно городу Туле в 2016 и 2018 годах Москвой, всего поступило 50 вагонов, 30 в 2016 году, из которых 6 с тульскими бортовыми номерами 37,49,53,64,68,69 не эксплуатировались и были разобраны на запчасти и в 2019 году списаны, еще один вагон № 67 возил пассажиров, но был разбит осенью 2018 года и также списан. Таким образом, на балансе осталось 43 вагона с бортовыми №№ 5,6,10,15,16,31,32,33,34,35,39,40,41,42,43,44,45,46,50,51,52,54,58,59,60,61,62,63,65,66,70,71,72,73,74,75,76,77,78,79,80,81,82. Вагоны 79 и 82 в эксплуатацию на данный момент не вводились.
1 вагон типа ЛМ-2008 (71-153) – уникальный для Тулы вагон, единственный в своем роде, первый в Центральной России (исключая Москву) вагон с частично низким полом, вагон с заводским номером 1, т.е. первый, изготовленный данной модели. Учитывая все эти факторы, периодически надолго встает. Символично, но вагон с заводским номером 1 имеет и бортовой номер 1. Это единственный новый трамвай, полученный Тулой в «тучные» нулевые годы.
14 вагонов 71-407 производства УТМ. В 2013 году случилась в транспортной жизни Тулы маленькая сенсация – за счет помощи федеральных средств закуплен был один трамвай и еще 13 за счет средств региона и города по программе «Доступная среда». Т.е. в город поступило 14 трамваев. Не обошлось без скандала – завод не успевал, и многие вагоны приходили в недоукомплектованном состоянии и доводились до ума уже в Туле. Бортовые номера вагонов №№ 2,3,4,7,8,9,11,12,19,20,21,22,36,38.
Вагоны «Татра» Т-3 казалось бы не убиваемые. Долгое время составлявшие или монополию или бывшие в большинстве в 2017 году окончательно сошли с дистанции и были списаны последние из них, в том числе включая полученные из Германии модернизированные трамваи Т-3DC1/2, среди которых до осени 2013 года эксплуатировались и активные прицепы. Общими усилиями был сохранен двухдверный вагон Т-3 № 57 1973 года выпуска, как музейный образец. Вагон поставлен на ход, требуется лишь его окраска и другой ремонт внешнего вида. Из былого парка Т-3 по состоянию на декабрь 2019 года сохранялся списанный трехдверный вагон Т-3 под № 406. Вагон был оставлен на всякий случай, например, как база под трамваи специального назначения.
Небольшое количество Т-3 сохранилось в качестве спецтехники, включая переделки из трехдверных вагонов в платформы – Служебный СПС (125), СП-2 (228), СП-4 (226). Несколько двухдверных Т-3 были переоборудованы в вихревые снегоочистители (В-2 (115) и В-4 (84)) и вагон осмотра контактной сети КС (6). В качестве специального для нужд службы пути сохраняется цельный трехдверный вагон Т-3 с № СП-3 (203). Последний единственный полностью внешне сохранившийся Т-3 со всеми окнами, стеклами, дверьми, который можно встретить на улицах Тулы. Со временем воспринимается он все более и более непривычно. Вообще, если отвлечься, то тульский трамвай сильно изменился и ныне совершенно не тот, что был, например, в начале 90-х. Тогда абсолютное большинство было в системах из двух вагонов, основная модель Т-3, было два депо и вагоны первого и второго депо имели не только разный диапазон бортовых номеров, но и экипировку, часто окраску.
Помимо указанных уже вагонов в качестве исторического сохраняется вагон Х с символическим бортовым № 1, есть путевые машины ПРМ-3М и ПРМ-5ПМ-045, снегоочистители ВТК-01 № С-10, ГС4 (КРТТЗ) №№ С-1, С-4,С-6, С-7, С-9 и рельсотранспортер ТК28 РТ-1. Следует указать поливомоечный вагон на базе трамвая КТМ71-608К с бортовым № СП-5. Это единственный сохранившийся представитель указанной модели из 26 ранее эксплуатировавшихся в Туле трамваев этой серии. Вагоны эти были приобретены в 1992-1993 годах, когда еще были «деревянные» рубли, но валюты катастрофически не хватало и централизованные поставки чешских вагонов были прекращены. Вагоны поступали только в бывшее первое депо, где на тот момент было больше старых двухдверных «Татр» Т-3. Модель оказалась неудачной и вагоны стали быстро списываться.
3 Перспективы
На референдуме в марте 2018 года население города Тулы проголосовало за сохранение и развитие трамвая в городе. До того момента шло постепенно падение вниз, количество вагонов сократилось с 290 во времена СССР до 85, все вагоны стали работать исключительно одиночными. В 2000-е годы было закрыто РМП (ремонтно-механическое производство, ранее вагоноремонтные мастерские), первое депо (на Оборонной). В 2008 году закрыто движение 4 маршрута по однопутной линии на Косую Гору, через год пути были разобраны. Выпуск вагонов сократился до 58 единиц в будни. Число маршрутов упало до 9. Казалось, что судьба тульского трамвая близка к трамваю Твери, Рязани, Воронежа и других городов, где трамвайное движение было прекращено. То и дело возникали планы по демонтажу путей в той или иной части города.
Переломными моментами стали 2018-2019 годы. Впервые количество трамвайных вагонов в инвентаре не упало, а возросло и превысило 100 вагонов, с 2019 года были возобновлены трамвайные маршруты 8 и 11. До того число маршрутов постепенно сокращалось. Сохранены практически все трамвайные линии, за исключением ветки на Косую Гору. Хоть и ненамного, но с 2019 года вырос выпуск вагонов на линию.
Однако, несмотря, на позитивные тенденции, еще рано успокаиваться, достижения не так существенны, есть проблемы с кадрами и ремонтом вагонов. На балансе в основном устаревшие вагоны, высокопольные. И в какую сторону подует ветер в плане будущего тульского трамвая сказать сложно.
Кроме того трамвайная сеть застыла в своем развитии в начале 80-х, а между тем город растет и развивается. НИИ «Мосгортрансниипроект» проработал предложения по развитию дорожной сети в Туле, где указал на необходимость развития трамвая в областном центре. Предлагается первым этапом построить новые линии по ул. Оружейной до ул. Сурикова (в район РТИ) и по ул. Хворостухина-Вильямса до Областной больницы на северо-востоке города. Вторым этапом продлить линию в Заречье и построить пути по ул. Вильямса-Кутузова с выходом на существующую сеть в районе ДК «Комбайностроителей», таким образом, с учетом развития трамвая на первом этапе на северо-востоке города сформируется свое трамвайное кольцо, образованное улицами Кирова, Хворостухина, Вильямса, Кутузова. Заключительным, третьим этапом предлагается соединить ул. Кутузова с путями на ул. Плеханова, таким образом, замкнув в Пролетарском районе большое трамвайное кольцо. На мой взгляд, стоило бы подумать также о возможности продлить трамвай в Мясново до микрорайона Петровский и соорудить пути через Восточный обвод, соединив между собой линию на Криволучье с линией на Оборонную. Такое развитие сети потребовало бы строительство в Туле нового второго депо, поскольку мощность ныне существующего депо рассчитано максимум на 150 одиночных вагонов. Т.е. имеется лишь незначительный резерв для размещения дополнительных вагонов. Но, а каким, оно, будущее для тульского трамвая будет на самом деле – покажет только время.
ДДН 131219, фото автора