Привет, дорогие друзья! Нет ничего важнее для путешественника, чем внимание к деталям. Именно детали позволяют взглянуть на привычное всем место под другим углом.
Взять, к примеру, ж/д вокзал в Орле. Казалось бы, что в нём необычного? Красивый, конечно, но по красоте с ним легко посоревнуются вокзалы других городов, и это если не брать в расчёт Москву и Санкт-Петербург.
Но стоит чуть копнуть в историю, как открывается совсем иная картина, и здание перестаёт быть просто вокзалом, а становится чем-то большим, значительным.
Несостоявшаяся железнодорожная столица
Первый поезд на орловскую землю прибыл в 1868 году. С этой даты и началось развитие Орла, как важного логистического узла.
Орловчанин Иван Алексеевич Бунин прекрасно описал вокзал в произведении «Жизнь Арсеньева»:
Думал я о том, что вот, как это ни странно, скоро и цель моего путешествия, тот самый Орёл, которого я еще почти никак не представляю себе, но который уже одним тем удивителен, что там, вдоль вокзала, — великий пролет по всей карте России: на север — в Москву, в Петербург, на юг — в Курск и в Харьков, а главное — в тот самый Севастополь, где как будто навеки осталась молодая отцовская жизнь…
Орлу предрекали судьбу будущей железнодорожной столицы европейской части России. Из Донбасса до Петербурга и от Москвы до Кавказа должны были проходить пути через орловскую станцию. Но, грянул 1917 год и грандиозным планам не суждено было сбыться.
Разрушения в Великую Отечественную войну
Во время длительной оккупации города вокзал активно использовался нацистами для переброски войск, вооружения и топлива.
Из-за стратегической важности ж/д узла советской авиации пришлось разрушить здание вокзала, чтобы приостановить снабжение армии Моделя, участвующей на северной стороне Курской битвы. Так красивейшее здание вокзала было уничтожено.
Вторая жизнь и суровое настоящее
Орёл попал в трагический список самых пострадавших городов во время войны, поэтому восстанавливали его в первую очередь. В 1950 году, на месте руин старого вокзала уже стояло новое здание в стиле русского классицизма. Причём первый этаж был сохранён оригинальный, он практически не пострадал.
Получилось настолько пышно и благолепно, что ещё долгое время вокзал в Орле считался одним из самых красивых в СССР.
И как после такой истории можно пройти мимо?! Конечно же, мы с Ксюшей заглянули на легендарный вокзал. Внешне здание выглядело великолепно! Видно, что была проведена реставрация и станцию значительно подрихтовали.
Чего не скажешь о внутренней части. Там всё оказалось не так хорошо. Ощущение было, будто бы попали в обычную провинциальную невыдающуюся станцию. Даже скамейки те самые, суровые: холоднющие и жёсткие. Бррр! В общем, надеюсь, что до благоустройства интерьера ещё просто не добрались.
А так, место знаковое, дух того времени передаёт прекрасно. К посещению рекомендую!