Американцы лучше всех на свете умеют хранить историю. Причем не только собственную. То, что другим покажется старым хламом, можно превратить в отличный музейный экспонат. Так, например, скафандр Юрия Гагарина, в котором он летал в космос, бережно хранится в Вашингтоне. Что можно сделать со старыми трамваями из разных стран мира, которые списали и почти пустили под нож? Выкупить и построить транспортную сеть, на радость горожанам и туристам.
Знакомитесь - Мемфис, что на берегу великой Миссисипи. Место, где старинные трамваи обрели новую жизнь.
История Мемфисского трамвая началась не так давно. В то самое время, когда разваливался Советский Союз, городской совет Мемфиса проголосовал за создание в городе трамвайной системы, дабы превратить главную улицу, которая так и называется, Main street, в пешеходно-трамвайный оазис. Четырёхкилометровый участок был готов к концу 1992 года.
При всей допотопности подвижного состава, трамвайная система в городе современная. Станции новые, и построены даже слишком хорошо для такого маленького города. На самом деле, Мемфис превосходно мог бы обходиться без трамваев. Рельсы проложены только в центре, все три линии. И пройти маршрут можно минут за двадцать, не говоря о том, что трамвай дублируется автобусом везде, кроме Главной улицы, которую закрыли для автомобилей.
Совсем пустой в это время, он всё равно вышел на маршрут. Потому что трамвай в Мемфисе, хоть и туристическая “игрушка”, всё-таки полноценный общественный транспорт.
Внутри стоят автоматы, как в советское время. Засовываешь денежку - проезд оплачен. Можно расплатиться кредиткой. Удовольствие прокатиться стоит один доллар. Намного дешевле, чем в той же Португалии.
На одной из остановок трамвая ждал инвалид. Вагоновожатый вышел ему помочь. Коляска поднимается лифтом от уровня земля до уровня трамвая, а специальные салазки делают ровный пол между парапетом и вагоном.
Пока водитель отсутствовал, я воспользовался положением и забрался в кабину посмотреть.
Когда приближается трамвай, над путями начинают мигать такие лампочки. Они тоже выглядят старинно. Не удивлюсь, если их тоже выкупили у какого-то города.
Рождественский трамвай довёз меня до конечной. Он развернётся и поедет обратно по Главной. Есть ещё другие маршруты, но на них покатаемся после. Пирамида - отсылка к “египетскому” названию города. В ней находится спортивная арена и зрелищный центр.
Вот он, Даунтаун. Приятный и старый, в отличие от столицы штата, города Нэшвилл, здесь нет новой застройки.
Депо. Здесь живут эти прекрасные старые вагоны. Я думал посетить депо дважды, днём и вечером, чтобы застать все трамваи в сборе и сделать красивые снимки. И даже уверен, меня бы туда пустили “с улицы”. Но вот незадача, я пришёл в субботу, когда внутри никого не было. Только машинисты в трамваях, которые были на линии.
Как я уже говорил, все вагоны разные, разного возраста. Есть и столетние трамваи! Этот - как раз португалец. Быть водителем исторического трамвая очень почётная и важная работа. Помню, как операторы Лиссабонского фуникулёра раздували усы от важности. Этот же дядька - добрый и улыбчивый, но почему-то так преобразился, когда я стал его снимать.
На той же станции сел в другой трамвай, идущий по второму маршруту, вдоль берега реки. Обратили внимание, что этот вагон уже был в репортаже? Здесь их в принципе не так много, а утром выходного дня ходило четыре штуки, которые постоянно попадались мне на глаза в разных местах. Водители, заметив меня на улице, уже махали руками, как старому знакомому.
Исторические вагоны, тем не менее, оснащены современными средствами навигации и связью. Маршрут вдоль Миссисипи. На пристани стоят старые пароходы. Настоящие! Тоже отличное развлечение для туристов, но летом. В тёплое же время года на расположенный посередине реки остров ходит уникальный подвесной трамвай!
Следующего трамвая долго не было, поэтому пошёл пешком, изучать Даунтаун. (центр города)