Наверное, это к лучшему, что фильм Мартина Скорсезе вышел в кинотеатрах в ограниченном прокате. Просматривая «Ирландца» дома, можно спокойно поставить на паузу, переварить некоторые моменты, заварить себе чай, или кофе, а потом продолжить. И это не значит, что фильм затянут - большой хронометраж совершенно не вредит. Напротив, придает нужный размах: ведь мы проживаем практически целую взрослую жизнь Фрэнка Ширана, наблюдая попутно смену эпох. Поэтому фильму подходит именно спокойный домашний просмотр, а не битком набитый народом с попкорном кинозал.
Фильм снят по книге «Я слышал, ты красишь дома» Чарльза Брандта, основанной на воспоминаниях Фрэнка 'Ирландца' Ширана – профсоюзного деятеля, тесно связанного с организованной преступностью. По признанию Ширана, на его совести около трех десятков убийств. Собственно, фильм прослеживает «путь к успеху» Ирландца, начиная с его знакомства с миром криминала, заканчивая последними днями жизни уже немощного и всеми забытого старика.
Стоит ли безоговорочно верить всему, что видим в фильме? Думаю, не стоит. Все-таки мемуары – это не научно-историческое исследование. Не вдаваясь в подробности, замечу, что имеется несколько весьма спорных моментов. Далее пойдут спойлеры, потому, если не смотрели фильм, можете пропустить несколько абзацев, выделенных курсивом.
Весьма надуманным выглядит рассказ Ирландца о том, что каждый раз после совершения убийства он избавлялся от оружия в одном и том же месте, бросая его с моста в воду.
Маловероятным выглядит и слишком насыщенная преступная биография главного героя, утверждающего, что он причастен и к убийству Хоффы, и к убийству Джо Галло, и к попытке свержения Кастро.
Несмотря на то, что Ирландец признался в убийстве Хоффы, виновным его так и не признали. Эту версию, конечно, проверяли в числе прочих. Сотрудники ФБР полагают, что есть основания считать, что он, как минимум, принимал участие, но однозначно установить факт того, что убийство совершено именно Ирландцем так и не представилось возможным. Более того, Ирландец не единственный, кто в этом признался.
К убийству Джо Галло, судя по всему, Ирландец никакого отношения не имел. Показанная в фильме сцена убийства во многом соответствует тому, что произошло в действительности. Галло действительно праздновал свой день рождения, и под утро, возвращаясь из «Копакабаны», зашел с семьей и телохранителем в заведение «Umberto's Clam House» в районе Маленькой Италии в Манхэттене. Там он был застигнут врасплох четверыми нападавшими, а не одним Шираном. Причем факт того, что нападающий был не один, подтвердили телохранитель, члены семьи и посетители ресторана.
Но, в конце концов, для нас не так важно, кто конкретно производил выстрел в голову очередному бандиту. «Ирландец» отлично передает саму суть происходивших процессов, их внутреннюю логику - реалии американской капиталистической демократии. Профсоюзы, политики и бизнес тесно связаны с миром криминала. За красотой и роскошью ночных клубов, казино и ресторанов скрываются награбленные кровавые деньги, на которые, собственно, все это великолепие и построено. Более того, даже внешняя политика США зачастую тесно переплетается с интересами организованной преступности.
Визуально фильм почти безупречен. «Почти» - это потому, что решение Скорсезе омолодить актеров не у всех зрителей вызвало одобрение. Впрочем, мне это решение понравилось. Как понравились мне и неторопливость повествования, плавность движения камеры, детально воссозданная Америка разных лет. Игра трио Де Ниро, Пачино и Пеши безупречна. Интересно, что Де Ниро мало похож внешне на реального Фрэнка Ширана. Но стоит отметить, что актер, который в сознании большинства ассоциируется с представителем выходцев из Италии (собственно, так оно и есть), все же имеет и ирландские корни. Собственно, и Пачино с Пеши тоже мало похожи на свои прототипы, что отнюдь не портит это замечательный фильм.
В заключении хочу отметить, что «Ирландец», уверен, по праву займет почетное место в ряду сильнейших фильмов Скорсезе. А я бы также поставил его в рядом с «Однажды в Америке» другого классика - Серджио Леоне.