В Дзене часто встречаются темы, посвященные старым советским фильмам. Казалось бы, ну сколько можно обсуждать старые киноленты, причины поведения героев и "почему всё-таки Надя променяла Ипполита на Женю"? Почему не обсудить современные российские фильмы?
Почему обсуждаются "Пять вечеров", "Три тополя на Плющихе" и другие, понятно - эти фильмы любят, они вызывают ностальгию. Но не это главное, главное, что их герои - живые. Спорные, не всегда симпатичные, но чаще всего - живые, реальные. И ситуации в фильмах - знакомые, трогающие за живое. Герои этих фильмов - обычные советские люди, со своими радостями и бедами, трудностями и победами. Это рабочие, врачи, учителя, иногда - начальники и ученые, иногда - воры и бандиты. Герои разные, но их объединяет одно: они реальны, понятны, узнаваемы. Их истории трогают потому, что они жизненные.
В современных российских фильмах этого нет. Кто их герои, в основном? Бизнесмены, неизвестно на чем разбогатевшие, которые вместо бизнеса занимаются непонятно чем; мажоры, которые "бесятся с жиру", девицы в поисках типА_любви, но на деле - спонсора... ну или на крайний случай - суперпрограммисты-за-кучу-бабок или мега-журналисты, как вариант "работающего человека". Обычных людей в этих фильмах практически нет. Если и попадаются, то, как правило, в виде полных неудачников или тупых маргиналов. Если женщина, не дай Бог, кассирша - то, конечно, жирная хабалка с боевой раскраской; если мужчина-рабочий - то полупьяный заросший чмошник в трениках; учительница - замордованная бытом моль... Клише, приправленные штампами и политые шаблонами.
Небольшая иллюстрация - недавно вышла экранизация романа Лукьяненко "Черновик". Не буду обсуждать ее успешность, НО в оригинале ГГ - обычный парень, админ в магазине бытовой техники. Простой, узнаваемый парень. В фильме же он внезапно становится супер-гениальным-разработчиком эксклюзивного ПО, и вот на супер-мега-крутой презентации в его честь внезапно... И уже не важно, что там "внезапно": создатели фильма явно дают понять, что обычные парни неинтересны, с ними никогда ничего не произойдет, для необычных событий нужны супер-мега... ну вы поняли.
Еще одна любимая профессия современных киношников - банкир, бизнесмен и все их производные от "с большим баблом". Но ведь и тут фальшь сплошная! Добро бы это были реальные события, жизненные истории из серии "бизнес-войн". Сколько там драм, сюжетов, напряженных событий... да хотя бы рейдерские захваты - чем не сюжет для напряженного, умного фильма? Но нет, бизнесмены картонные, живут в сферическом вакууме, не работают никогда, ну то есть ни разу - как только бизнес их не развалился уже? ...в общем, и здесь попадания - ноль!
Вот и получается, что обычных людей создатели фильмов в упор не видят и не хотят, выражают им - нам, собственно! - свое презрение; реальную жизнь отражать не хотят, и не факт, что умеют. Зато цель их "творчества" - показать, что люди - только те, у кого есть много-много денег. Остальные - пыль, быдло и пьянь. И никак иначе!
Так что же здесь обсуждать? Жизнь мэри-сьюшных приглаженно-гламурных героев? Их придуманные проблемы? Не интересно! Обсуждать это можно только в ключе "и на это выделили бюджетные деньги?!!", но это уже делает Бэдкомедиан, и делает клёво.
Вот людей и не тянет обсуждать современные российские фильмы. Да что там "обсуждать не тянет", и смотреть-то не хочется. А вы знаете современные российские фильмы с "живыми" героями?