Найти тему
Сергей Климентьев

По Шексне в Рыбинку. День 15, ч.1

Сплю. Снится, что иду по коридору, а коридор качает, стены ходуном ходят, скрипят, вдруг пол подкидывает вверх и я чувствую словно невесомость... и от этого просыпаюсь. В каюте темно. Качает прилично, швартовы скрипят. Включаю свет, беру фонарик, вылезаю в люк посмотреть, что там.

Ветрище пронизывающий, волны больше метра ударяются о стенку причала, отскакивают, чем ещё более усиливают качку лодки. Шесть кранцев стоят нормально, бортом лодка о бетон не трется, больше всего об этом беспокоился, швартовы на месте, натяжение нормальное.

Прыгнул обратно в каюту, в тёплый спальник. Засыпаю. Но спится урывками.

Просыпаюсь, когда подкидывает посильней, невозможно не проснуться. Снова вылезаю, проверяю кранцы и швартовы. Все в порядке.

И так несколько раз за ночь.

Под утро волна ещё усилилась, и с 5 часов больше не спал. Лежу, чувствую себя в «Луна-парке» на карусели, только на бесплатной и бесконечной.

Вышел в кают-компанию, тут чуть меньше качает, чем в носу. Лёха дрыхнет, ему пофиг, а Слава не спит. Говорит, что всю ночь не спал из-за качки.

Я вышел в кокпит, взял рацию и запросил шлюзование на ближайшее время. Мы стоим на причале, где большие объёмные буквы «Я 💖 Шексну». Мы тоже любим, особенно после вчерашней жижи по щиколотку на темной улице с десятком воющих шакалов собак. Правда, любим. Но, сейчас хотим скорее уйти с этого причала.

Через некоторое время шлюз ответил, что могут принять прямо сейчас, если подойдём в течение 10 минут. Отлично! Я подтверждаю, что мы успеем!

Быстро завел движок, гаркнул Лёхе, чтоб просыпался, прыгнул на берег, отвязал швартовы. Слава с Лехой оттолкнули яхту, мы аккуратно отошли и двинули на полном ходу к руслу Шексны. Из-за волн скорость небольшая.

Из камеры вышли два четырехпалубных «пассажира». Диспетчер запрашивает, говорит, что не видит нас.

Я схитрил, сказав, что пропускал пассажирские суда. А он отвечает, чтобы мы шли вдоль левой стенки, места для нас достаточно.

Я врубил газ на полную, мчим к воротам шлюза.

Диспетчер шлюзует нас одних: «Вставайте любым бортом к любому рыму». Вау! V.I.P. шлюзование.

Отвечаю: «Принято, встанем левым, возьмёмся за 13 или 12 рым».

Влетаем в камеру шлюза, подходим к 13 рыму и... впервые после 8 идеально пройденных шлюзов... промахиваемся!

Леха не накинул швартов, он ещё сонный, подняли его, как солдата по тревоге. Я не очень четко подошёл к крюку, потому что вошел в камеру шлюза на большой скорости, уж очень хотелось отсюда «свалить», с этой неудачной стоянки. Славка не дотянулся до крюка багром. Не проблема.

Дал малый вперёд, и мы четко подошли к 12 рыму, завязались за него.

На 7 шлюзе мы опускаемся вниз на 12,5 метров. Диспетчер взял нас одних, потому что на нижнем бьефе скопилось много судов, а наверху никого.

Он мог бы и не ждать нас, но подождал.

р. Шексна
р. Шексна

Вышли из камеры шлюза в 6.30 утра. Все проснулись окончательно, «затопили» кофейку. Идём вниз по Шексне в сторону Рыбинского водохранилища. По плану мы будем там во втрой половине дня.

План маршрута 15 дня. Самый длинный безостановочный и бессонный переход может получиться: от Шексны до Ярославля
План маршрута 15 дня. Самый длинный безостановочный и бессонный переход может получиться: от Шексны до Ярославля

В пути изучаю прогноз, надо принять решение:

  • идти в Рыбинку сегодня в ночь;
  • завтра утром;
  • или в какое-то другое время...

Какие аргументы за то или иное решение? Нам нужна правильная погода и свежая отдохнувшая команда, но погода в приоритете.

В Череповце есть яхт-клуб, там можно переночевать, если что. После Череповца до г. Рыбинск, скорее всего, что нет ничего, но это надо как-то уточнять.

То есть, от «Черепа» до «Рыбинска» ~165 км, с нашей скоростью идти около 17 часов или дольше. Засветло не пройдём, «как ни крути».

Кроме того, прогноз говорит, что сегодня ночью ветер будет сильный, но нужного нам направления. А если переночуем в Череповце и выйдем спозаранку, то днем на центре «моря» будет шквалистый ветер и не совсем нужного направления. Нам не надо шквалов, не хотим волн. У нас команда «зелёная».

Суровый Череповецкий городской пляж
Суровый Череповецкий городской пляж

В 13 часов подошли к Череповцу. Домчали быстро, однако. Берега выглядят сурово, как и пляж на фото выше.

Мы сбавили ход и долили дизеля из канистры в топливный бак. Вошло всего 5 литров, заправили под самую горловину. Хм, экономный движок.

Сегодня воскресенье, а отовсюду доносятся раскаты, удары, гул с производств. Многочисленные трубы дымят, чадят.

Воскресный Череповец. Город-труженик
Воскресный Череповец. Город-труженик

Протяженный город вдоль Шексны, идём, идём, а Череповец никак не кончается.

К причалу порта пристает судно с металлоломом. Другое загружается. Третье отходит. Четвёртое издаёт протяжный гудок. Кипит работа.

Череповецкий порт
Череповецкий порт

Кругом одна сплошная промзона, набережных для прогулок, как и людей, не увидели.

Подходим к мосту. Достопримечательность Череповца.

Череповецкий мост через Шексну
Череповецкий мост через Шексну

Глядя на него, из памяти всплывает - картонная цветная открытка с изображением этого моста и золотым тиснением надписью «Череповец».

Проходим под мостом. Это не Питер, мосты здесь высокие, идём, за высоту не «паримся».

-7

Время 14 часов и вставать на ночевку сейчас в Череповце не резон. Полдня «сольём». Поэтому, идём дальше, non-stop.

Пока идём по городу, связь хорошая, я ищу телефон МЧС, подразделение спасательных отрядов. На всякий случай. Неспокойно внутри. Не знаю, из-за чего: то ли из-за «зелёной» команды, плюс пойдём ночью с приличной волной, почти как на Ладоге, то ли просто от недосыпа, то ли от всего вместе взятого.

  • Нашел один телефон, но он не отвечает, воскресенье же. В 112 звонить ни к чему, привлекать излишнее внимание.
Череповец
Череповец

В итоге, нашёл ещё телефон, дозвонился, меня связали с дежурным отрядом. Там ответил человек с голосом «прожжённого» опытом моремана.

Я сообщил, что идём из Питера в Нижний Новгород и хотим уточнить, есть где-то по восточному берегу Рыбинского вдхр. укрытия на случай непогоды. После некоторой паузы мореман назвал несколько населенных пунктов, где есть пристани, но он не уверен насчёт глубин в это время года, надо уточнять. И дал несколько телефонов местных людей из этих деревень, которые в «теме» и смогут меня сориентировать.

Что ж, прекрасный результат разговора. Я взял его мобильник, опять же, на всякий случай.

Правда, те населёнки, которые привёл спасатель, были слишком близко, хотелось иметь запасные «аэродромы» ниже по карте, в открытом «море», но он сказал, что там их нет.

Берега только есть, но к берегам не подойдёшь, там мелко.

Варианты стоянок (отмечены точками): Рощино, Городище, Костяевка, Вичелово, Мякса. Но все они для малой осадки или месяцев с высокой водой
Варианты стоянок (отмечены точками): Рощино, Городище, Костяевка, Вичелово, Мякса. Но все они для малой осадки или месяцев с высокой водой

Далее прозвонил номера. Когда представлялся от имени собеседника из спасательного отряда, все меняли тон и начинали говорить с особой заинтересованностью и желанием помочь. Авторитетный, видимо, тот дядька с голосом моремана!

Резюме всех разговоров: нигде с нашей осадкой мы не подойдём.

В Вичелово глубоко в бухте, но сам вход в бухту мелкий, всего 1,2 метра.

В Мяксе так же. Недавно, говорит, промерял глубину.

Мужики объяснили, что в конце августа уровень воды минимальный. Вот в июне-июле можно было спокойно подойти.

Вышли в «рукав» Рыбинского водохранилища
Вышли в «рукав» Рыбинского водохранилища

Всё, остановок дальше не будет. Следующая остановка город Рыбинск и не иначе!

Прошли Череповец. Начинается водохранилище, течение исчезло. Кругом вода, но судовой ход неширокий. За фарватером мелко, нам туда нельзя. Идём, ориентируемся по знакам и по Навиониксу.

Время 18.00. Мы поужинали и, перед ночью, я решил немного отдохнуть.

Да, в начале рассказа о сегодняшнем дне я сказал, что не спал 44 часа. Была, все же, одна 1,5 часовая встреча с «Морфеем». Зашёл в каюту, только приложил голову к подушке, как сразу «провалился» в сон. Сон без сновидений. Не бывает сновидений, когда утомлён.

Рыбинское водохранилище
Рыбинское водохранилище

Проснулся в 19.30. Вышел в кокпит. Парни рулят.

Приятно чувствовать себя отдохнувшим. Ветра нет, солнце заходит, краасоотаа!

Мы болтаем, отпускаем приколы, «ржем».

Вдруг!!! Движок увеличил обороты сам по себе - к рычагу газа никто не прикасался - потом сам их снизил и заглох...

Мы все трое в оцепенении смотрим на рычаг, он стоит в положении газ, но двигатель заглушен.

Пауза. Замешательство.

Лодка по инерции ещё движется. Тишина.

Пауза затянулась.

В голове начинают выстреливать мысли, создаётся перечень вариантов случившегося, возможные причины, но что делать, непонятно.

Первое, что я сразу сделал, на щитке отключил все потребители аккумуляторов.

Затем попробовали завести движок. Конечно же, он не заводится.

Стоп, не будем сажать аккумулятор.

Мимо прошло встречное судно.

Ветра нет. Паруса бесполезны.

Солнце только что село. Сумерки. Осталось 20-30 минут дневного света.

Мы стоим по центру судового хода.

Лёха с несдерживаемым волнением в голосе говорит: «Надо срочно звонить в МЧС!!!»

Слава кивнул.

Читать далее. День 15, ч.2.

Не спроста я что-то предчувствовал и записал телефон МЧСника.