Ну вот, как мы видим, смысл термина-словосочетания "реки и озера" со временем менялся, вернее , обогащался смыслами. Чжуанцзы имел в виду огромный мир; Фань Ли подразумевал бесприютность; отшельники так называли жизнь без мирских тревог и волнений.
Главный смысл рек и озер - поиск свободы. И не важно, как ты попал в эту свободу - по собственному желанию или против своей воли, если ты видишь в реках и озерах уход от мира - ты культурный человек, попавший в немилость мира властителей мира сего. То есть, ты диссидент, который не в ладах с властями из-за своего видения ситуации.
Но есть тут и тонкость.
Диссиденты, как правило, ропщут тихо, и в конфронтацию с властью не вступают, тихо истекая чем -нибудь по поводу своей горькой судьбы. Поэтому диссиденты просто живут себе в добровольном или вынужденном изгнании, и в китайской традиции давно уже настоящими последователями "рек и озер"не считаются. Они из так называемого "общества рек и озер" - это немного другое.
В широком смысле настоящие представители "рек и озер" это бродяги-люмпены из низших слоев общества. Они не имеют жилья, живут под открытым небом и совершают дальние путешествия. Они то появляются, то исчезают, и это придает им ауру такой загадочности и таинственности. Жизнь именно этих людей лежит в основе истинной "культуры рек и озер".
В узком смысле представители "рек и озер" - это члены многочисленных в древнем и более-менее современном Китае тайных обществ и закрытых религиозных сект. Первые собственной кровью заключают братские союзы, вторые отличаются фанатичной верой в какие-либо сверхъестественные силы.
Все эти братства, тайные общества, народные тайные или открытые сектантские объединения признаются "силами рек и озер", в особенности, если они испытали на себе давление или запрещение со стороны власти.
Поэтому истинные "реки и озера" всегда в конфронтации с властью. Они самим фактом своего существования представляют собой реакцию самых слабо защищенных и бедных слоев населения на зачастую неприглядные условия своей жизни. Ведь перед угрозами слабые всегда объединяются в одно целое (ну почти всегда объединяются), дабы противостоять ударам судьбы и произволу власти.
И в процессе такого объединения в этих самых "реках и озерах" постепенно возникли общие правила, частные правила, свой тайный язык-арго, жесты, элементы одежды, что бы отличать своих от чужих в случае острой необходимости - целая культура обездоленных и униженных властью.
И когда жизнь народа становилась невыносимой, тайные общества, братства и секты, активизировались, как потревоженные пчелы. Они-то и становились проводником народных волнений в китайском обществе разных эпох и периодов.