Tormato (1978)
Оценка - 6/10
А вот это уже похоже на самое настоящее "Падение Дома Ашеров".
После арт-рокового классицизма предыдущего альбома, Тормато явился в виде сумбурного опуса, наполненного недопеченными мелодиями, хаотичными студийными наложениями, перебивающими и мешающими друг другу инструментальными партиями.
В итоге складывается ощущение какой-то общей ... если не беспомощности (это было бы уж слишком для группы такого уровня), то растерянности.
Пожалуй, что только ритм-секция Сквайер/Вайт умудрилась сохранять свое лицо на протяжении всего альбома.
Солисты - Хау и Вэйкмэн - вряд ли могут всерьез гордиться этим релизом. У Андерсона есть на нем пара достойных трэков, но не более того, как мне кажется.
Видимо, сказалось отсутствие настоящего продюсерского присмотра за происходившим в студии. Идея самопродакшена сыграла с Yes злую шутку.
Казалось, что они притащили с собой в студию все инструменты, какие только нашли вокруг себя, на которых были способны сыграть и постарались впихнуть все это пестрое изобилие в нерезиновую, как бы им не желалось, акустическую структуру альбома. Попытка разлить "океаны" по композиционным стаканам.
Я уже давно отказываюсь от переслушивания этого альбома.
Но надо признать, что с коммерческой точки зрения все сложилось отлично. Особенно в Америке. Диск продавался впечатляющими тиражами. Из числа соратников по прогрессиву разве что Пинк Флойд могли похвастать подобными долларо-сиятельными успехами в конце 70-х.
-----------------------------------------------------------------------
Drama (1980)
Оценка - 7/10
Накануне записи этого альбома группу покидают Андерсон и Вэйкмэн. Иначе как Драмой такую ситуацию и не назовешь.
А могло обернуться и трагедией. Падение с такой высоты могло закончиться позорной лепешкой на асфальте. Нереально было представить себе Yes без голоса Андерсона.
Однако внутренний раздор в группе был настолько болезненным и таким перезревшим, что для компромисса уже не оставалось никаких шансов. Джон и Рик ушли, дуплетом хлопнув дверями, выходящими в разные стороны.
Спасение пришло откуда не ждали: бессменный менеджер Yes на протяжении всех 70-х - Брайан Лэйн - предложил заменить ушедших строптивцев на своих новых подопечных - певца Тревора Хорна (Trevor Horn) и клавишника Джеффа Даунза (Geoff Downes).
Дуэт Хорн/Даунз прославился накануне под брэндом The Buggles. Они играли "новую волну" самой что ни на есть электронной ее разновидности (synthpop).
В самом начале 1980 года Багглз выпустили свой дебютный альбом The Age of Plastic, который выстрелил в чартах. Нынче этот альбом и вовсе считается классикой электро-попа и новой волны.
По всем законам шоу-биза дуэту следовало рубить фишку дальше, пока она горячая, а не старых арт-роковых кляч из болота вытаскивать.
Но парни вписались в авантюру по "спасению не рядового Райана арт-рока".
Тревор и Джефф оказались старыми поклонниками Yes. Да и просьба Брайана Лэйна не могла остаться безответной с их стороны. Лэйн отвечал за безопасность Багглз в гастрольных поездках. А с менеджерами по безопасности лучше дружить, сами понимаете.
Хорн и Даунз раскрыли над падающими в бездну Yes парашют из новомодной электронщины, оснащенный неожиданно прочными стропами из утяжеленных риффов и ритмической упругости.
Альбом "Драма" прозвучал неожиданно ярко и довольно свежо. В нем наличествует молодая и крепкая творческая пружина, которой так не хватало Yes в последнее время.
Еще большей неожиданностью стало то, что в студии Тревор Хорн оказался вполне адекватной заменой Андерсону.
А такая композиция как Machine Messiah, открывающая альбом, сделала бы честь любому другому релизу из славной дискографии Yes. Так мощно и жестко они еще никогда не звучали. Механический Мессия грохотал Черным Шабашем и сверкал Темно-Пурпурными молниями на радость всем любителям рок-тяжелятины, не теряя фирменной элегантности Yes.
Но, если "любители тяжелятины" и (особенно) поклонники электронной "новой волны" потянулись не очень тучными, но стройными рядами в музыкальные магазины за новым диском старой группы, то старая прогхэдовская гвардия начала потихоньку плеваться и сливаться от "новых" Yes.
Впрочем, слив упертых прогеров никак не отразился на коммерческом потенциале группы. "Драма" продавалась замечательно.
В итоге трагедии не случилось - в лепешку не разбились и с позором не шмякнулись. Yes раскрыли купол парашюта и продолжили полет, потеряв пару важных бойцов, но получив бодрых и дерзких новобранцев.
Однако, после записи этого альбома группа официально распалась. Хорн не потянул старый репертуар Yes на концертах и это стало основной причиной распада.
В группе начался нервный мандраж, а как следствие мандража - разборки. Естественный выход из разборок - поиск козла отпущения.
Козлом был назначен, как это обычно и бывает, наименее виновный - менеджер группы Брайан Лэйн. Его решили уволить.
Мудрый Брайан не стал спорить или оправдываться. Он согласился с решением группы и вот, что он сказал им уходя:
"Ок, парни, вы так решили. Я ухожу. Но вот вам мой совет на прощание: если Yes хотят выжить, как группа, то найдите Джона (Андерсона) и на коленях уговаривайте его вернуться. Иначе никак".
Тогда Тревор Хорн растерянно спросил, как же тогда быть ему, если вернется Андерсон. "Займись продюсированием" - ответил Лэйн.
Запомните эти слова. Это не просто слова великого менеджера. Это - судьбоносные слова ...
Хлопаться в ноги и целовать башмаки Андерсона никто не рвался. Группа предпочла тихо разойтись.
P.S. Оглядываясь назад и оценивая сегодняшним взором Драму, я не могу назвать ее каким-то музыкальным прорывом и откровением, но альбом получился вполне достойный.
А "Мессия" - это почти шедевр. Входит в десятку моих любимых композиций группы.
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Yes. Оценка дискографии (часть первая, 1969-77)