"Чтобы изменить мир, ты должен изменить себя».
Обычно, такую фразу говорят высокопарным тоном, с легким налетом пафоса в придыхании, умно закатив глаза и, иногда даже, многозначительно выпрямив вверх указательный палец.
Фраза, придуманная теми, кто не смог.
Теми, кто боится.
Или кто привык.
Фраза для несвободных людей, поглощенных чужими стереотипами, которые они приняли со временем. Приняли, как свои — словно, эти стереотипы всегда были их собственными идеями, за которые они готовы отдать жизнь (впрочем, ограничиваются лишь кивком головы и «да!» в нужный момент).
Но изменится ли мир, если мы изменим себя? Конечно нет.
Вот наглядный пример. Циферблат часов.
Представим, что мы находимся на цифре....ну, скажем «2». А мир же (или хотя бы окружающий нас в данный момент времени - социум), пусть, будет на цифре «7».
И вот, мы полагаем, что знания нашего социума устарели. Что проще делать так, а не эдак. Что думать можно еще и о том, а не только об этом. Что говорить можно и с теми, а не только с этими.
И что нам говорит на это наш мудрый социум? Как вариант — фразу из начала текста (если мы, конечно, не в патриархально ортодоксальной коммуне находимся, типа, например, одной из южных республик, где ответ будет суровее и, возможно, с применением воздействия).
И вот, мы думаем: «хм, а может они действительно правы», и мы — меняемся. И переходим на цифру «3».
Но нет же, мир - не изменился. Мы по-прежнему думаем и говорим о разном.
Спустя время, мы, после увещеваний и споров, вновь решаем измениться и переходим на цифру «4». И снова нет. Мир — там, а мы — тут.
И так происходит еще несколько раз и, в конце концов, мы переходим на заветную цифру «7»...
И, надо же, мир стал понимать нас! Это ли не доказательство того, что мы можем изменить мир? Это победа!
Но над кем, если только не над самим собой? Нам больше не хочется ничего менять — мир изменил нас. И спустя время мы это понимаем. И даже уже принимаем. Ведь это — тактика выживания. Надо быть гибким. Надо уметь приспосабливаться.
«Все молчат — и я молчу, все кричат — и я кричу».
А потом мы и сами превращаемся вот в это: «Так, кто это там? Что за молодой бунтарь? Что? Ты хочешь изменить мир? Для начала изменись сам!» - говорим мы, и в душе нам страшно! А вдруг у него получится?! Что тогда делать нам?