Найти в Дзене
конформист

А.Власов . Кто он - изменник и трус или борец с режимом?

Одной из самых неприятных страниц истории Великой Отечественной войны является предательство бойцов и командиров Красной Армии, перешедших на службу к немцам. Среди них был и генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. О генерале Власове до сих пор существуют полярные мнения. Для одних он изменник и трус , а для других - борец со сталинским режимом. Пройдя всю Гражданскую войну, в 1925 году Власов успешно закончил курсы средних командиров, а в 1928 году - училище старших командиров. В том же году ему доверили командование батальоном, в 1930-м - полком, в 1939-м – дивизией, а в 1940-м - бригадой. В апреле 1942 года командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков советует Сталину направить Власова на спасение окруженной 2-й ударной армии . Ведь у генерала есть опыт выведения войск из окружения (он вывел 37-ю армию из- под Киева), и, по мнению Мерецкова, никто кроме Власова не сможет справиться с этой нелёгкой задачей. Сталин внимает его совету и подписывает приказ, по которому именн
А.А.Власов
А.А.Власов

Одной из самых неприятных страниц истории Великой Отечественной войны является предательство бойцов и командиров Красной Армии, перешедших на службу к немцам. Среди них был и генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. О генерале Власове до сих пор существуют полярные мнения. Для одних он изменник и трус , а для других - борец со сталинским режимом.

Пройдя всю Гражданскую войну, в 1925 году Власов успешно закончил курсы средних командиров, а в 1928 году - училище старших командиров. В том же году ему доверили командование батальоном, в 1930-м - полком, в 1939-м – дивизией, а в 1940-м - бригадой. В апреле 1942 года командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков советует Сталину направить Власова на спасение окруженной 2-й ударной армии . Ведь у генерала есть опыт выведения войск из окружения (он вывел 37-ю армию из- под Киева), и, по мнению Мерецкова, никто кроме Власова не сможет справиться с этой нелёгкой задачей. Сталин внимает его совету и подписывает приказ, по которому именно Власов должен спасти вторую ударную армию ; генерал, приехав в место расположения армии , понимает, что поставленная ему задача невыполнима .

Положение армии было катастрофическим : в «котле» оказались более 40 тысяч советских воинов. Измученные голодом люди под непрерывными ударами немецкой авиации и артиллерии продолжали вести бои, прорываясь из окружения. Боевой состав с каждым днем таял, как, впрочем, и запасы продовольствия и боеприпасов, но армия не сдавалась и продолжала сражаться. Контролируемая армией территория под ударами противника с каждым днем сокращалась, и вскоре наступила агония ... Вопреки бытовавшему в советское время мнению, что 2-я ударная армия сдалась вместе с Власовым, это не так. Она сражалась до последнего и героически погибла. Даже немецкие источники фиксировали, что фактов массовой сдачи в плен не было, русские предпочитали умирать с оружием в руках и не сдавались.

Командование фронта направило для эвакуации штаба армии специальный самолет, но Власов и сотрудники штаба отказались бросать своих солдат. Вечером 23 июня бойцы армии пошли на новый прорыв через коридор шириной около 800 метров ( получивший название «Долины смерти» ), но прорваться удалось немногим. 24 июня была предпринята последняя попытка прорыва, закончившаяся неудачей. В создавшейся ситуации было принято решение выходить небольшими группами, и Власов отдал приказ разбиваться на группы по 3-5 человек и скрытно выходить из окружения. ( Те немногие свидетели, которым удалось вырваться из котла, утверждали, что после неудачных попыток вывести армию из окружения Власов пал духом, на его лице не было никаких эмоций, он даже не пытался прятаться при обстрелах в укрытиях). В группе с Власовым остался начальник штаба Виноградов, офицер штаба и очередная любовница Власова — повар Воронова. Виноградов был ранен и его знобило, поэтому Власов отдал ему свою шинель, потом в перестрелке Виноградов был убит, а немцы из-за шинели приняли его за Власова. Вместе со своей спутницей Власов зашел в деревню староверов и попал в дом старосты. Тот вызвал местную полицию, которая арестовала их и заперла в сарае. На следующий день, 12 июля, прибыл немецкий патруль. Власов на немецком сказал им: «Не стреляйте, я генерал Власов», солдаты опознали генерала по публикуемым в газетах портретам и арестовали.

После допросов Власова отправили в особый офицерский лагерь военнопленных в Виннице . В лагере Власов принимает решение о начале борьбы с коммунизмом и Сталиным. По всей видимости, у генерала просто никогда не было никаких убеждений, им двигало честолюбие и амбиции, более всего в жизни он любил славу и карьерный рост и поэтому любым путем пробивался наверх. Жизнелюб и женолюб, он хотел при всех обстоятельствах жить на широкую ногу. Он считал, что так будет всегда , но ... ошибся и под его командованием 2-я ударная армия попала в окружение. Альтернативой плену была смерть, а умирать он не хотел. Потеряв армию и попав в плен, он понимал, что его военная карьера закончена и при возвращении домой его ждут позор и унижения. При переходе на сторону немцев и победе Германии, которая на тот момент казалась ему бесспорной, он мог рассчитывать на высокий военный пост в новой России под немецким покровительством. И поэтому Власов решил стать на сторону немцев. За отказ к сотрудничеству генералу само по себе ничего не грозило (автор книги о РОА историк К.А. Александров приводит такие цифры: всего в годы войны в немецкий плен попало 82 советских генерала, из них в плену погибло 22 человека или 27 %, 60 вернулись в СССР, в их числе 40 отказавшихся сотрудничать с немцами; а из 167 генералов "Вермахта", попавших в советский плен, погибли 60 человек ).

В декабре 1942 года было опубликовано "Смоленское воззвание", в котором Власов призывал переходить на его сторону, чтобы строить новую Россию. О воззвании написали в газетах, были напечатаны листовки на русском языке для разбрасывания на советские территории.

" Смоленское воззвание "
" Смоленское воззвание "

В 1942-1944 гг. немцы использовали имя Власова лишь в пропагандистских целях , вербуя в свою Русскую освободительную армию (РОА ) советских пленных ( в 1943 г. в Вермахте с нарукавными нашивками "РОА" было около миллиона в виде мелких подразделений, но Власов прямого отношения к ним не имел).

Что подвигло этих людей вступать в ряды РОА ? Вся проводимая в СССР политика (в том числе в армии) создали огромный антисоветский и антисталинский потенциал в народе, а с началом Великой Отечественной войны возникла естественная предпосылка для возобновления войны гражданской . Точнее – для создания независимой государственной русской "третьей силы". Некоторые , попавшие в немецкий плен советские генералы, в 1941 г. это считали возможным . Но все они ставили условие – должно быть создано независимое русское правительство . Эту цель разделяла большая часть советского населения на оккупированных немцами территориях ( особенно это касалось населения присоединенных к СССР в 1939 г. земель Украины , Прибалтики и Белоруссии ). Не удивительно, что в апреле 1943 г. Власов получил личное благословление от настоятеля Псково-Печерского монастыря игумена Павла (Горшкова). Власова благословил и оставшийся в оккупированной Прибалтике митрополит Сергий Воскресенский, который сохранял каноническое общение с Московским патриархатом. О создании русской "третьей силы" против внутреннего и внешнего врагов мечтала и белая русская эмиграция .

Только осенью 1944 г., когда поражение Германии стало очевидным, по инициативе рейхсфюрера СС Гиммлера Гитлер разрешил формирование РОА. 14 ноября 1944 г. в Праге был провозглашен "Комитет Освобождения Народов России" ( КОНР ), в его Манифесте говорилось, что КОНР «приветствует помощь Германии на условиях, не затрагивающих чести и независимости нашей Родины. Эта помощь является сейчас единственной реальной возможностью организовать вооруженную борьбу против сталинской клики». КОНР поставил цели: «а) Свержение сталинской тирании...; б) Прекращение войны и заключение почетного мира с Германией; в) Создание новой свободной народной государственности без большевиков и эксплуататоров».

Набор в РОА
Набор в РОА

В январе 1945 г. началось формирование двух дивизий РОА; они успели дважды участвовать в боях: 13 апреля против Красной армии, не выполнив поставленной немцами нереальной задачи на Одере; и 7-8 мая против немцев, – успешно оказав помощь пражскому восстанию.
"Несмотря на противоречия в оценке такого феномена как "власовцы", неопровержимым историческим фактом является то, что эти бойцы были единственной организованной воинской силой, которая в самый критический момент пришла на помощь восставшим. Более 300 солдат и офицеров во время Пражского восстания заплатило за это самую высокую цену. Большинство из них нашло последнее пристанище в братских могилах ... Некоторые из них не были и, вероятно, никогда не будут обнаружены. Слава их памяти! "Все ли чехи разобрались потом, какие русские спасли им город?" ( А. Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"» ).

На средства полученные от спонсоров был сооружен памятник. На мемориальную доску поместили следующий текст: «6 мая 1945 года генерал-майор Сергей Кузьмич Буняченко, находясь в Ржепорые, в штабе первой русской дивизии вооруженных сил Комитета освобождения народов России (КОНР) отдал приказ "взять Прагу и спасти чешских братьев". Это решение помогло остановить продвижение боевых групп СС и спасти Прагу от уничтожения ". Как мы видим , на памятнике бойцам Русской освободительной армии не упомянут генерал Власов.

Памятник в Чехии
Памятник в Чехии

Бывший генерал-лейтенант Советской армии Андрей Власов попал в руки советской разведки 12 мая 1945 года после безуспешных попыток отдаться в руки союзников или осесть в нейтральной Швейцарии. 15 мая он уже был на Лубянке и предоставлен в полное распоряжение начальника Главного управления контрразведки «Смерш» Виктора Абакумова. Власова активно допрашивали в течение 10 дней, затем ещё долгих 8 месяцев длилось следствие по его делу.
С самого начала об аресте Власова знала только узкая группа лиц, а ход следствия никак не освещался в массовой печати. В руках советских спецслужб оказался не просто генерал-предатель, а ещё и человек, который возглавил за рубежом антисоветское движение, имевшее целью свержение коммунистического режима в СССР.
В начале над генералом-изменником и его сподвижниками предполагался открытый процесс, на котором бы присутствовало высшее воинское командование СССР. Однако, как показал ход допроса, там прозвучало слишком много информации, которую нельзя было делать достоянием общественности.

Что же такого крамольного мог сказать Власов на суде, чего так боялись органы госбезопасности? В первую очередь это политические взгляды опального генерала. Правящую в СССР верхушку Власов неоднократно называл «партией обманщиков и демагогов», превративших страну в один большой лагерь, а идеи коммунизма – «идеалистическим бредом». Октябрьской революции он противопоставлял Февральскую, имевшую для истории более прогрессивное значение. Большевистские лозунги, по его убеждению, должны были быть заменены триадой: благоденствие, национализм, единение. Характер войны, которую вёл Советский Союз против Германии, Власов назвал не оборонительным, а захватническим. С его слов, на оккупированных Красной армией территориях росло недовольство советской властью и желание встать на путь освободительной борьбы. Даже после окончания Великой Отечественной войны эти слова могли прозвучать как провокация и призыв к свержению правящего режима. Позволить во всеуслышание прозвучать подобным речам после разгрома гитлеровской Германии, принесшей столько горя советской земле, конечно, было недопустимо.

В середине апреля 1946 года Абакумов направил Сталину письмо, где обратил внимание вождя на то, что предатели могут изложить на суде свои антисоветские взгляды, «которые объективно могут совпадать с настроениями определённой части населения, недовольной советской властью». Он предложил заслушать дело на закрытом судебном заседании.

Следствие настаивало на смертной казни Власова и ещё 11 человек, представлявших руководящую верхушку РОА и КОНР.
С 30 июля по 1 августа 1946 года по делу власовцев прошло закрытое судебное заседание военной коллегии Верховного суда СССР. Перед тем как вынести окончательный вердикт, судьи провели семичасовое совещание. Приговор был ожидаем. Руководителей созданного в Германии «Комитета освобождения народов России» обвинили по пяти пунктам, главным из которых была «измена Родине со стороны военного персонала», и осудили к смертной казни через повешение.
В тот же день приговор был приведён в исполнение . Тела казнённых кремировали, а прах высыпали в яму рядом с Донским монастырём.
Только 2 августа центральные советские газеты опубликовали краткую заметку о суде над власовцами ...

В статье были использованы материалы размещенные на сайте russian 7. ru и фотографии из открытых источников