Как превратить легковой автомобиль во внедорожное самоходное средство категории АII
Семь кругов ада
Прежде всего, следует задаться вопросом, насколько серьезны намерения превратить автомобиль в трактор? Ведь настолько глубокий тюнинг, помимо открывающихся перспектив в условиях бездорожья, повлечет и ощутимые неудобства, плавно переходящие в неразрешимые проблемы. Основные: невозможность в гипотетическом случае получения «тракторных» номеров (об этом ниже) легально пользоваться автомагистралями, ограничение скорости до 50 км/ч и постоянные остановки инспекторами ГИБДД с всевозможными неприятностями. Эксплуатировать такое средство передвижения с автомобильными номерами не допускается «Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"», действующими с июня 2019 года.
Что имеется ввиду под недопустимыми изменениями? Легче ответить на вопрос, какие переделки допускаются. Согласно п. 77 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», разрешается эксплуатация автомобилей с изменениями, внесенными заводом-изготовителем или если они предусмотрены в технической документации предприятия. И все. Остальные элементы тюнинга попадают в зону риска. Лишних проверок на дорогах можно избежать, если допоборудование не будет выступать за заводские габариты автомобиля: лебедка — за бампер, колеса — за крылья, верхний багажник — за кузов и т. д.
В противном случае для легализации любых изменений придется пройти семь кругов ада:
1. Предварительная экспертиза переделок в испытательной лаборатории.
2. Получение разрешения ГИБДД на планируемые изменения.
3. Процесс переделки на лицензированном предприятии с использованием одобренных заводом-производителем деталей.
4. Техосмотр по результатам тюнинга.
5. Оформление протокола безопасности внесенных изменений в конструкцию.
6. Получение свидетельства о допуске ТС к регистрации.
7. Регистрация транспортного средства.
Ну и главный пункт — это статья расходов. Многих автовладельцев она, мягко скажем, удивит, а большинство просто откажется от задуманного.
Меняю ПТМ на ПСМ
«Заточка» автомобилей марки УАЗ (469, «Хантер», «Буханка», «Патриот») как самых внедорожных из отечественных внедорожников под супер-внедорожник предусматривает следующие основные изменения в конструкции: замена колес на шины низкого давления с большим диаметром (для этого, как правило, требуется распилка колесных арок), лифт кузова, модернизация элементов подвески, изменение передаточного числа редукторов и установка принудительных блокировок межколесных дифференциалов или LSD-«самоблоков», замена бамперов на силовые, оборудование автомобиля шноркелем, лебедкой и допсветом.
Понятно, что такой глубокий апгрейд не пропустит ни одно отделение ГИБДД. Остается попробовать поменять паспорт транспортного средства (ПТС) на паспорт самоходной машины (ПСМ). Первый выдается в ГИБДД, второй в Гостехнадзоре. К первому прилагаются автомобильные номера, ко второму «тракторные» с необходимостью получить права тракториста-машиниста с открытой категорией АII (внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).
Уже упоминалось, что поменять ПТС на ПСМ реально лишь гипотетически. Можно, конечно, проконсультироваться в ближайшем отделении Гостехнадзора, посвятив инспекторов в свои планы. Но технические характеристики, заложенные «от рождения» в автомобиль, вряд ли позволять классифицировать его как самоходное средство передвижения. То есть пользоваться им придется с автомобильными номерами нелегально и только в таких местах, «где волки с-ть боятся», то есть как можно дальше от инспекторов ДПС.
Единственный легальный выход из положения — купить глубоко тюнингованный УАЗ в компании-производителе подобной техники. Таких в России единицы, в том числе и поэтому стоимость изделий немаленькая — порядка 2-3 млн рублей. Зато все они прошли сертификацию в Гостехнадзоре и проблем с оформлением ПСМ не возникнет. Пройти обучение на трактор в Учебном Центре АВД.