Сейчас Кузбасс развивается как бренд отдельно от других регионов, но в концепции взаимодействия с соседними.
15 ноября в Новосибирске подписали Межрегиональную программу МАСС «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири (2019-2025 годы)», которая разрабатывалась с июня 2019 года. Межрегиональная программа направленна на комплексное развитие и усиление социально-экономической роли туризма в сибирских регионах за счёт создания условий для формирования и продвижения качественного, конкурентоспособного туристского продукта.
Сама туристская отрасль способна оказывать позитивное влияние на социально-экономическое развитие регионов, создавая мультипликативный эффект для экономики регионов за счёт формирования валовой добавленной стоимости в различных видах экономической деятельности (транспорт, торговля, сфера услуг, строительство и другие отрасли). Развитие туризма также напрямую связано с повышением инвестиционной привлекательности регионов Сибири и как следствие – привлечением федеральных и внебюджетных средств во все сферы их экономики. При этом достигается решение ещё одной важнейшей задачи – обеспечения занятости населения, в том числе, заметного повышения на местах уровня развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с майским указом президента необходимо обеспечить увеличение занятых в сфере МСП до 25 млн человек, для регионов Сибирского федерального округа этот показатель – около 3 млн человек. Исполнение показателей позволит создать более 100 тыс. рабочих мест в сфере туризма, и до 512 тыс. рабочих мест в смежных отраслях – это рост занятости в МСП до 300 тыс. человек.
По данным международного Комитета Организации экономического сотрудничества и развития по туризму, в России туристская отрасль формирует 3,8% валового внутреннего продукта страны и 0,7% общей численности занятых. Важно отметить, что создание одного рабочего места в сфере туризма влечёт за собой создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях – всего 53 смежные отрасли. Этот показатель приведён в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 872-р. Также по концепции федеральной целевой программы целевой показатель турпотока в стране к концу 2025 года составляет 93 млн человек, для регионов Сибири – 8 млн человек (2017 год – 5,28 млн человек).
Эти показатели будут достигаться за счёт формирования и развития приоритетных туристических территорий в регионах СФО и за счёт разработки и реализации комплекса мероприятий по развитию туристических продуктов.
Брендовый маршрут Кузбасса
На форуме «Привет, Сибирь!», который прошёл 3 октября в Кемерове запустили идею с единым туристическим брендом «Сибирь».
Как отметил Андрей Ромашевский, директор ГБУ КО «Агентство по туризму Кемеровской области», сейчас активно ведётся эта работа: «Мы общаемся с нашими коллегами с Новосибирска, Томска, Алтая. Мы все понимаем, что будущее как раз за продвижением под единым брендом Сибири. Потому что это гораздо понятнее, если мы выходим на рынок зарубежный, говорим действительно об экспорте услуг, а туризм сейчас относится к экспорту услуг. Для иностранцев нужен сильный и мощный бренд, который будет привлекать к себе на территорию – это Сибирь. Мы не должны конкурировать друг с другом, у нас должна быть понятная отстройка каждого от каждого».
Сейчас Кузбасс развивается как бренд отдельно от других регионов, но в концепции взаимодействия с соседними. Кемеровская область уникальна как раз сочетанием промышленности, экологии и активного отдыха: посещение заводов и разрезов и тут же посещение национальных парков, сплавы и походы. На сегодняшний день брендовый маршрут по Кузбассу прошёл предэкспертную оценку, и уже формируется дорожная карта. «Мы должны выполнить все требования и рекомендации экспертов, упаковать маршрут и презентовать его Ассоциации туроператоров России. Дальше – экспертная комиссия проедет по этому маршруту, оценивая каждую точку. И только после этого он получит статус брендового маршрута», – рассказал Андрей Ромашевский.
Обычно брендовый маршрут имеет продолжительность 3-4 дня, а его ожидаемая стоимость – 12-15 тыс. рублей. Обязательно в брендовом маршруте по Кемеровской области должно быть посещение промышленных предприятий. Этого ждут от Кузбасса как от промышленного региона.
Сейчас уже ведётся работа – создана рабочая группа с представителями департамента промышленности, промышленных предприятий и туроператорами. Важно в этом вопросе найти «золотую середину», так как для представителей промышленности в первую очередь важна безопасность, а для туроператоров – турпродукт.
Подъём в гору
Особое место в развитии туристической сферы в Кузбассе отводится развитию горнолыжных курортов.
По оценкам экспертов отрасли, горнолыжный туризм развивается в России интенсивно и на большей части территории. В рейтинге 2018 года первое место по популярности горнолыжного туризма занял Краснодарский край. Кемеровская область оказалась на втором месте, на третьем – Московская область, на четвёртом – регионы Северного Кавказа, на пятом – Санкт-Петербург и Ленинградская область. При этом инфраструктура отрасли насчитывала более 300 горнолыжных курортов и баз, однако, многие из них уже нуждались в обновлении.
На открытии предпринимательского форума «Кузбасс: территория бизнеса – территория жизни» 15 ноября заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев отметил большой потенциал развития Шерегеша. По его словам, открытие горнолыжного сезона имеет огромное значение не только для всей туристической индустрии Кузбасса, но и для многих уголков России, ведь Шерегеш стал первым полноценным горнолыжным комплексом в Сибири. И благодаря своему динамическому развитию превратился в один из наиболее крупных горнолыжных курортов нашей страны, а горнолыжный туризм стал главным направлением для туриндустрии Кузбасса. На Шерегеш сегодня приходится порядка 70% всего туристического потока в области.
И так как в России знаменит Шерегеш, через него можно популяризировать остальные горнолыжные курорты области. Так в Кузбассе есть потенциал открывать горнолыжный сезон ни один раз, а сразу четыре: первым снег выпадает в Горной Саланге, буквально на следующие выходные – в Шерегеше, далее – Танай и Югус и последним на Золотой Горе.
Поэтому уже в этом году был запущен проект эстафетного открывания горнолыжных курортов Кузбасса. Так, на открытии горнолыжного сезона в Шерегеше была передана эстафета дальше: Йети со сцены передал кубок открытия сезона Рыси из Таная. «Мы это начали. И это здорово, что Танай прозвучал в Шерегеше, и было бы здорово, если бы в Танае прозвучала Золотая Гора, – отметил Андрей Ромашевский, – Надо пиарить друг друга. У нас внутри региона конкуренции быть не должно, у нас вся конкуренция во вне. Мы друг друга должны поддерживать и выводить на внешние рынки».
Уже в следующем году планируется включить все 4 точки. Однако на Золотой Горе сейчас не должным образом развита инфраструктура. Но программа по развитию данного объекта уже разрабатывается, чтобы Золотая Гора могла соответствовать остальным горнолыжным курортам Кузбасса.
Также большой потенциал в развитии горнолыжного туризма в будущем эксперты отмечают в развитии детского туризма: таким образом можно «воспитать» своих будущих клиентов.
В области есть туроператоры, которые проводят детские лагеря на 5 дней и ставят ребятишек на лыжи с самого раннего возраста. Например, Агентство молодежного и детского отдыха Funkids (один из брендов ООО «Фанспорт») и туроператор детского отдыха «Плюс» (ООО «Геш Групп») организуют детские лагеря в Горной Шории, в Шерегеше, куда приезжает много детей из Новосибирска и Красноярска.
Не только отдохнуть, но…
Ещё одной особенностью области может стать медицинский туризм, то есть предоставление медицинских услуг гражданам других регионов России и иностранцам. Существует три вида медицинского туризма – выездной, въездной и внутренний.
Что касается выездного медицинского туризма, по оценкам экспертов из России за рубеж на лечение выезжают от 80 до 100 тысяч человек, по информации от агентств медицинского туризма 70% из них это онкологические больные.
Въездной туризм в нашей стране пользуется спросом у двух категорий граждан – это жители стран СНГ и бывшие соотечественники, которые уехали на ПМЖ за рубеж. Для того чтобы развивать это направление, в рамках реализуемого в России национального проекта «Здравоохранение» выделено направление «Экспорт медицинских услуг».
«Кемеровская область сейчас приступила к первому этапу организации у себя на территории медицинского туризма. И это большой путь, который предстоит пройти. На уровне департамента охраны здоровья населения в рамках региональной программы разрабатываются меры по развитию медицинского туризма. Будет сформирован комплекс мероприятий, в том числе, создан портал, составлен медиаплан, выбраны медорганизации, которые будут вовлечены в эту деятельность. Сейчас, прежде всего, идёт анализ, структурирование и разработка самой программы. Необходимо собрать максимум информации, чтобы выбрать те направления, в которых Кемеровская область может преуспеть», – рассказал Михаил Малин, начальник департамента охраны здоровья населения Кемеровской области.
За девять месяцев 2019 года государственные медицинские учреждения уже приняли более 33 тысяч иностранцев на общую сумму 54,5 млн рублей, при чём в расчёт берётся объём медицинской помощи, оказанный за счёт личных средств, то есть ОМС и ДМС, средств фондов юридических лиц. Лидируют по количеству обращений граждане из стран СНГ, таких как: Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Казахстан, Украина. Но встречаются и единичные случаи, когда в областные учреждения обращались представители Гвинеи, Израиля, Италии, Таиланда.
Однако полноценно нельзя большую часть обращений назвать медицинским туризмом, так как эти люди приехали в России работать или по другим причинам. Это подтверждают основные направления получения медицинской помощи: терапия, гинекология, травматология, ортопедия, хирургия офтальмология, стоматология.
«У Кемеровской области есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, города Кемерово и Новокузнецк – это не транспортные хабы на пересечении всей России, как например Екатеринбург или Новосибирск, и соответственно нет прямых перелётов с соседними странами, а это один из важных критериев при выборе страны, в которую едут лечиться. Это минус. С другой стороны, есть две страны, два рынка, с которых можно добраться и другими путями – это Казахстан и Монголия», – отметила Алла Жмака, исполнительный директор АНО «Ассоциация агентств медицинского туризма».
По её словам, «чтобы привлечь клиентов, российскими клиникам нужно уметь работать с запросами на лечение». Сейчас 70% – это удалённые обращения, а так как потенциальный пациент может выбирать между несколькими странами, в ход идут приёмы клиенториентированности.
Во-первых, не на всех сайтах медицинских учреждений есть раздел «Медицинский туризм» и удобная форма заявки с возможность загрузки файлов.
Во-вторых, о своих врачах медицинское учреждение должно правильно «рассказывать» на сайте: это может быть интервью с такими важными показателями, как количество операций за период или успешно вылеченных «сложных» больных и т.д.
В-третьих, важны сроки ответа на обращение. Сейчас в России считают, что можно отвечать 1-2 недели, однако существует общепринятый международный стандарт – 48 часов. По статистике в Европе, если клиника даёт ответ за 6 часов, то конверсия в три раза выше, чем у клиники, которые дают ответ больше чем за 6 часов, но меньше чем за 48. Если ответа нет больше 48 часов, то, скорее всего человек выберет другую клинику.
Ещё один момент, иностранные пациенты привыкли к сервису, к определённым стандартам, соответственно эти стандарты должны внедряться в медицинских учреждениях, планирующих заниматься медицинским тризмом. Однако речь не идёт о замене российских пациентов иностранным. Как отметил Михаил Малин: «Нам нужно сохранить работу со своими пациентами и ещё добавить работу с иностранными пациентами, как во всех клиниках мира, то есть качественная услуга предоставляется и тем и другим».
Проблемы и решения
Но не всё в развитии туристической сферы Кемеровской области хорошо. Эксперты выделяют три основных проблемы – это логистика, слабо развитая придорожная инфраструктура и низкий уровень сервиса в отдельных районах.
Самая главная проблема, которую отмечают все эксперты – это плохая транспортная доступность и логистика. Сейчас этот вопрос решается. Уже открываются прямые рейсы из городов России, например, из Омска, Екатеринбурга, Томска, Казани.
Ещё один важный момент в этом вопросе, это цена перелёта. Так как при стоимости туристического продукта 12-15 тысяч рублей перелёт может доходить до 20 тысяч. Не каждый россиянин захочет отдать 35 тысяч за одного человека за 4 дня в Кузбассе. Одно из решений – субсидированные перевозки, которые обычно «ложится на плечи» двух регионов: и регион вылета, и регион прилёта.
Вторая и третья проблемы – плохо развитая придорожная инфраструктура и низкий уровень сервиса в отдельных местах. Так, федеральные эксперты предъявили замечания по объектам питания и по объектам размещения практически в каждом городе.
Скоро в Кузбасса пройдёт несколько крупных международных событий – это возможность «подтянуть» уровень сервиса и инфраструктуры. По словам Андрея Ромашевского в области «надо просто чётко обозначать критерии для объектов размещения, для объектов питания, для гидов и т.д. Здесь мы не первопроходцы, так готовился Красноярск к универсиаде, когда вводились жёсткие стандарты».
Так как нет никаких федеральных стандартов в этих вопросах, регион берёт на себя эту задачу.
Что дальше?
На мировом рынке туристических услуг Кузбасс всегда являлся белым пятном: у области имидж промышленного региона с плохой экологией. Сейчас стоит задача – разрушить этот имидж. И пусть потихоньку, но процесс идёт, уже есть понимание, что туризм в Кузбассе есть и что есть интересные объекты посещения.
Большие надежды эксперты возлагают на брендовый маршрут, а дальше предлагают вокруг него развиваться и «наращивать» новые маршруты: Кузбасс имеет большой туристический потенциал – это и Мариинск, и с Шестаково с динозаврами, и Тисульский район с принцессой, и так далее.
Предложения на маршруты по Кузбассу сейчас есть, но они невостребованные. Большей популярностью пользуются отдельные места – это, безусловно, Шерегеш, Танай, Новокузнецк, Кемерово, Поднебесные Зубья.
«Сейчас наша главная задача – это увеличение турпотока в регион. Нельзя к этому вопросу несистемно подойти, потому что это и продвижение, это и инфраструктура, это и работа с турбизнесом, который должен быть готов упаковать качественный продукт и принять туристов», – отметил Андрей Ромашевский.
Оригинал материала находится здесь: http://avant-partner.ru/rang/7982.html
Подписывайтесь на наш канал https://zen.yandex.ru/id/5e17e3ed16ef9000add9505d и ставьте лайки)))