Найти тему
Cotraco Group

Кто помогает компаниям становиться лучше: бизнес-тренер

Оглавление

Мы продолжаем рассказывать о специалистах, которые помогают и компаниям, и руководителям стать эффективнее. В этой статье вместе c бизнес-тренером Светланой Воропаевой разбираемся в особенностях профессии и рассказываем о некоторых наших наблюдениях.

Как бизнес-тренеры помогают компаниям и чем они отличаются от коучей?

Бизнес-тренер помогает руководителям и командам приобрести навыки, необходимые для их работы. Отчасти это похоже на работу коуча. Только если коуч помогает найти ресурсы и инструменты для достижения целей внутри команды и с помощью вопросов направляет их к наилучшему финальному результату, бизнес-тренер эти инструменты команде дает, учит ими пользоваться, но к финальному результату они должны дойти сами.

Можно сказать, что коуч и бизнес-тренер идут рядом, но ведут себя по-разному. И выбирая, с кем работать, важно понимать: какие вы для себя цели ставите. Если цель научиться, то нужен бизнес-тренер, если разобраться в паттернах поведения — бизнес-коуч.

Как выбрать бизнес-тренера?

Если вы определились с тем, что ваша главная цель — научиться, вам нужен бизнес-тренер. При выборе не стоит ориентироваться на «модность» тренера или темы. Самое главное, чтобы у него был опыт решения бизнес-задач, которые стоят перед вашей компанией, и соответствующие навыки и компетенции. Также важно учесть особенности команды, которая будет участвовать в тренинге. Если, например, это люди в возрасте, им сложно будет работать с очень молодым, пускай даже очень талантливым, тренером.

Перед началом работы стоит оценить опыт тренера: попросить составить адаптированную программу для вашей задачи, изучить отзывы и рекомендации, почитать его интервью и комментарии в СМИ, посмотреть страницы в социальных сетях.

Должен ли бизнес-тренер быть экспертом в сфере, в которой он проводит тренинги?

Бизнес-тренер должен разбираться в той сфере, в которой он ведет тренинги. Как минимум, благодаря этому будет выше доверие группы к тренеру. Странно, если, например, для автомехаников тренинг проведет человек, который не знает, что такое двигатель. В то же время, не обязательно каждый день ругаться и мириться с людьми, чтобы проводить тренинги по работе с конфликтами.

Понятно, что один человек не может знать всего. Например, тренер может вести тренинг про найм или увольнения. Он блестяще рассказывает про взаимодействие с людьми в этих процессах, а у кого-то в группе возникает вопрос: как оформить договор с сотрудником, чтобы снизить риски компании. Это очень широкая тема, которая не имеет прямого отношения к тренингу. В таких случаях, тренер может ответить исходя из своего опыта и порекомендовать обратиться к юристам, которые специализируются на трудовом праве.

Сталкивались ли вы со стереотипами в своей работе?

На восприятие работы влияют многие факторы — это и предыдущий опыт работы с другими тренерами, и, конечно, стереотипы, которые есть у участников.

Например, проводя тренинг в одном из регионов, я столкнулась с таким мнением: тренинги — зло, которое придумали в Америке. Но если разобраться, в тренингах нет ничего нового и необычного. Похожий формат работы использовал еще в начале ХХ века российский педагог Макаренко.

Есть еще гендерные и возрастные стереотипы: девушки не могут вести тренинги по жестким переговорам, если тебе не N лет, то ты вообще не можешь ничему учить. Но самое большое препятствие в работе — это сопротивление группы. Многие приходят уже с настроем: это теория, на практике все по-другому, кто вообще этот тренер. Переубедить такого человека можно только действительно хорошей работой.

Для этого надо постоянно повышать свои компетенции, изучать новую информацию, учиться работать с группами, развивать свои коммуникативные навыки. И самое главное – проводить тренинги, с которых участники уходят с нужными им знаниями и умениями.

Из нашей практики

Проведение бизнес-тренингов — одно из направлений работы Cotraco Group. Александр Стома, управляющий партнер компании, дает несколько советов тем, кто планирует организовать организовать тренинг для команды.

Есть ли какие-то тенденции и тренды в проведении бизнес-тренингов? Как работают современные тренеры, а что уже прошлый век.

Основная тенденция в проведении бизнес-тренингов — использование смешанного формата обучения. В последнее время клиенты просят проводить тренинги как вживую, так и в онлайн-формате. Последний запрос важен для распределенных по времени и расстоянию участников.

Вторая тенденция — тренеру сейчас необходимо сочетать в себе как тренерские компетенции, так и компетенции фасилитатора, коуча. Кто-то движется дальше и выходит на уровень консультанта. Почему это происходит? Потому что клиентам все чаще требуется решать не точечную задачу — передать знания и сформировать умения — а получить решения для бизнеса: повысить продажи, снизить издержки, развить навыки проектной работы, обсудить идеи и т. д. Для этого важно и нужно применять различные методы работы, и иногда только тренерских навыков не хватает.

Какая обязательная информация должна быть в брифе клиента тренеру?

Обязательно надо указать потребности бизнеса, какие задачи необходимо решить и какие для этого компетенции сотрудников нужно развить. Дополнительно рекомендуем указать особенности корпоративной культуры компании, чтобы тренер понимал, с чем ему придется столкнуться. Например, в одной компании, перед тем, как мы начали обучение сотрудников проектному управлению, нам сказали: «У нас в компании ранее была попытка внедрить проектное управление, но она провалилась. Поэтому у сотрудников осталось негативное отношение к этому вопросу». И нам было проще готовиться к тренингам, поскольку понимали, что первое время будет сильное сопротивление.

Специально для читателей нашего блога мы разработали бриф на проведение бизнес-тренинга. Он поможет точнее сформулировать задачи и ожидаемые результаты обучения.

___________

Подписывайтесь на Cotraco Group в ВК, ФБ и Ln.

Заходите на наш сайт