Иранская Новая Волна (Iranian New Wave) - течение персидского кино, берущее своё начало в середине шестидесятых (обычно указывают 1964 или 1965), когда группа молодых режиссеров, как это бывает со всем, что именуют "Новыми Волнами", начала снимать арт-кино с акцентом на социально-экономические проблемы текущего политического режима. Однако в отличие от большинства других "Новых Волн", под Иранской Новой Волной чаще всего понимают более широкий контекст: вторую волну, случившуюся уже после исламскую революции, а иногда и третью, подразумевая режиссеров пришедших в иранское кино в 90-х - начале нулевых. Таким образом, под Иранской Новой Волной понимается практически весь пласт иранских арт-фильмов последних 50 лет.
Стоит сказать, что определенный резон в таком подходе есть, так как для подавляющего большинства работ Аббаса Киаростами, Мохсена Мохмальбафа и Джафара Панахи характерно влияние итальянского неореализма, смешение документального и игрового, акцент на максимальную простоту и, как следствие некую наивность, происходящего, что связывает все три "волны".
5 ключевых иранских арт-фильмов, которые относят к Новой Волне
Корова (Gav), 1969, режиссер - Дариуш Мехрджуи
Самый признанный фильм "первой Новой Волны". История об иранском крестьянине и его корове. В начале напоминает классический итальянский неореализм, но ближе к финалу превращается в что-то, что напоминающее фильмы раннего Пазолини.
Где дом друга? ( Khane-ye doust kodjast?), 1987, режиссер - Аббас Киаростами
Всего лишь второй полнометражный игровой фильм Киаростами, который в 70-е и 80-е был исключительно плодотворен, но снимал больше короткометражки и документальное кино. В центре сюжета 8-летний школьник, который отправился в "одиссею" с целью вернуть однокласснику прихваченную у последнего тетрадь с домашним заданием.
Миг невинности (Nun va Goldoon), 1996, режиссер - Мохсен Махмальбаф
Полуигровая, полудокументальная драма, повествующая о тех днях, когда режиссер был ярым сторонником исламской революции и даже пырнул ножом полицейского, в результате следующие годы до победы революции ему пришлось провести в местах не столь отдаленных. Спустя 20 лет Махмальбаф встречается с тем самым, уже бывшим, полицейским и предлагает тому реконструировать этот инцидент с двух точек зрения. Одновременно мы видим съемочной процесс (кастинг, сценарную и режиссерскую работу) и фильм в фильме.
Вкус вишни (Ta'm e guilass), 1997, режиссер - Аббас Киаростами
Главный фильм Киаростами, в котором есть все сильные и слабые стороны постановщика. "Вкус вишни" - это экзистенциальный роуд-муви о человеке, который подбирает попутчиков, уговаривая каждого из них помочь ему свести счёты с жизнью. Так как иранская цензура к тематике суицида отнеслась не самым благосклонным образом, в финале режиссер пошел ва-банк, неожиданно сломав четвертую стену.
Багровое золото (Talaye sorkh), 2003, режиссер - Джафар Панахи
Грустный и депрессивный фильм об ограблении, которое ничем хорошим закончится не может (не та квалификация у исполнителей). Напоминает итальянские фильмы 50-х на тему ограблений, но без присущего последним юмора.
5 ключевых иранских режиссеров арт-кино
Дариюш Мехрджуи - самый известный режиссер первой Новой Волны. Слушал лекции в Лос-Анджелесском киноинституте в начале 60-х, потом вернулся в Тегеран, где стал снимать кино. С переменным успехом работал в кино, как в дореволюционном, так и в постреволюционном Иране.
Аббас Киаростами - иранский режиссер №1, почти каждый фильм которого удостаивался всемирного и всемерного почета и восхищения. Настоящий мастер очень длинных планов, простоты и гиперреализма, которые в его лучших фильмах переходят во что-то более интересное.
Мохсен Махмальбаф - второй по важности после Киаростами иранский режиссер 80-х и 90-х, чей режиссерский стиль напоминает работы Аббаса, с тем лишь исключением, что акцент в фильмах Махмальбаха больше на общественных проблемах, чем на экзистенциальных.
Джафар Панахи - иранский азербайджанец, работавший ассистентом на съемках нескольких фильмов Киаростами, пока в 1995 не дебютировал с фильмом "Белый шар", который как и ранние фильмы Киаростами посвящен детскому взгляду на мир. Последние 10 лет известен тем, что, находясь под домашним арестом, умудрился снять сразу 4 фильма, которые в Иране никто не увидел, но в остальном мире, включая Россию, они в прокат вышли.
Асгар Фархади - мастер детективных триллеров, которые маскирует под неореализм, благодаря чему его "О Элли", "Развод Надера и Симин" и "Коммивояжер" входят в числу наиболее просматриваемых иранских фильмов за пределами фестивальной тусовки.