Найти тему
Вечерний Лошманов

Как варят чай, делают суп с пельменями и жарят саламат в бурятском этнопарке «Степной кочевник»

В прошлом феврале я провёл три очень насыщенных дня в Бурятии: изучал буузную культуру в Улан-Удэ, съездил в гости к старообрядцам-семейским и ел их обычную еду (об этом расскажу отдельно) — а ещё побывал в этнопарке «Степной кочевник»: там можно почувствовать, что это такое — жить в забайкальских степях.

«Степной кочевник» находится в Ацагатской долине — Заиграевский район, 52 километра к северо-востоку от Улан-Удэ. Путь туда лежит по пустынным, практически безлюдным местам — холодная плавная степь, на горизонте справа и слева — заснеженные невысокие, но всё-таки горы, а сверху — бескрайнее ясное небо: Бурятия — одно из самых солнечных мест в России.

Временами у дороги встречались украшенные цветными лентами ступы-субурганы: их ставят в священных местах, которые называются обоо. Водитель рассказал, что в советское время власти относились к субурганам отрицательно: буддизм, как и другие религии, не поощрялся. Тогда люди стали ставить в обоо небольшие обелиски в честь Великой отечественной — и украшали их лентами.

Вот такие там примерно виды. Это дорога, ведущая от трассы Улан-Удэ–Хоринск к этнопарку.

«Степной кочевник» состоит из десятка с небольшим войлочных и деревянных юрт и кроме людей населён также животными: верблюдами, лошадьми и овцами.

-2

Было время Сагаалгана, бурятского Нового года, поэтому нас встречали празднично. Принарядились даже овцы.

-3

Бурятские овцы совсем не боятся людей. Обычные давно бы разбежались от моего приближения, куда глядят их нечеловеческие глаза с горизонтальными зрачками, — эти же были дико любопытными и настойчивыми.

-4

Среди войлочных юрт и нескольких деревянных домов стоял очаг, на котором женщина заваривала самым традиционным способом крепкий бурятский чай.

Вот как он делается: сначала в кипяток кладут много сухого чая, заваривают в чане на огне, после закипания добавляют молоко, сливочное масло и соль и долго варят, подливая ещё молока. А перемешивают и делают его душистее, поднимая чай половником и переливая его обратно с высоты. Для бурят, как и для других кочевых народов — чай это не напиток, а тонизирующая еда. На основе чая могут сделать кашу или даже суп.

Рядом с чаем можно было увидеть традиционный способ обработки овечьей шерсти: её бьют тонкими ивовыми прутьями, чтобы она стала чище и мягче.

-6

Юрты здесь для того, чтобы в них жить: их сдают как гостиничные номера с оборудованным традиционным бытом внутри. А если забраться на холм вон к той беседке справа, то можно посмотреть, какие вокруг красота и спокойствие (листайте галерею вправо).

Простор, пустота, величие, плавность степи и подёрнутых лесом гор, бесконечная синева неба — и градусов тридцать пять кристального бурятского мороза. Удивительные места.

А неподалёку от этнопарка, непосредственно у трассы, стоит одноимённое кафе с самой обычной и очень душевной традиционной едой.

-8

Буузы, например, там просто прекрасны.

-9

Пока я обстоятельно их ел — сначала надкусить, потом выпить душистый бульон, затем съесть в два приёма остальное, — управляющая «Степным кочевником» Нина Цыреновна Нимбуева рассказывала, как несколько лет назад они сделали самую большую буузу в истории Бурятии: «Чтобы она была сочная, мы сначала выложили капусту с салом, а уже поверх — мясо. Диаметр — два метра. Большой проблемой было тесто: на улице плюс тридцать, десять женщин его делали, а оно сразу высыхало и поэтому рвалось. Катали с двух сторон эбонитовой трубой. Варили около часа, и всё проварилось».

Такие удивительные формы принимает порой национальная гордость. Но меня больше заинтересовал не этот буузный аттракцион, а то, как делают вот эти два блюда, которые, как и буузы, мне пришлись по душе.

-10

Слева — баншатай шулэн, суп-лапша с пельменями. А справа — саламат, жареная сметана.

Сначала про саламат. Это блюдо в основном праздничное: «Его самым почётным гостям предлагают, — сказала Нина Цыреновна. — Вот как надо делать саламат: берёте чугунную сковороду, туда добавляете домашнюю сметану (магазинская не пойдёт), чуть-чуть посолите. Когда закипит, надо добавить постепенно, помаленечку, чтобы комками не получилось, пшеничную муку: на литр сметаны муки где-то 150 грамм. И ждёшь, пока масло не выйдет, а когда выйдет, надо есть — горячим. Саламат кушать и водку пить — пьянеть не будете».

А баншатай шулэн — разновидность одного из главных бурятских супов, шулэна. Многим в Центральной России он покажется непривычным: зачем к пельменям добавлять ещё лапшу и мясо, если в них и так уже есть и мясо, и тесто? Но суп составлен по-другому, пельмени — просто ингредиент, и шулэн с пельменями буряты ели ещё тогда, когда русские о пельменях вообще даже не слышали.

Суп очень простой по устройству. Вот рассказ Нины Цыреновны, можете сделать такой же шулэн дома:

«Нужна очень хорошая говядина, желательно мясной породы, а не молочной. На кости — ещё лучше. На Сагаалган не просто мясо должно вариться, а грудинка.

Говядину надо положить в холодную воду и довести до кипения. Варить — часа два с половиной. Кроме мяса и воды нужна ещё только соль — ни лука, ни другого чего мы не добавляем.

Пельмени и лапша — из одного и того же тугого теста. На литр воды нужно одно яйцо, немного соли, а муки — килограмма полтора, даже два: надо замесить, а потом добавлять муки ещё, пока тесто не станет твёрдым-твёрдым. Потом его надо раскатать тонко и нарезать на лапшу и на кружки для пельменей.

Фарш в пельменях — говядина и свинина пятьдесят на пятьдесят. И 5-6 луковиц больших на килограмм фарша: чем больше лука, тем вкуснее. Так мы делаем для туристов, хотя вообще буряты не любят, когда сильно много лука. Сегодня у нас фарш вообще исключительный: кроме говядины и свинины мы ещё и конину добавили.

Когда мясо сварится, надо его вынуть и в том же бульоне отварить лапшу и пельмени. Их надо положить одновременно, и варить долго нельзя: чуть пенка пошла — всё, уже сварено, тесто должно остаться твёрдым. А в тарелке — и бульон, и лапша, и пельмени, и варёная говядина тоже».

Пока она это рассказывала, я ел суп и думал о том, какими простыми бывают дико вкусные вещи. Главное — сделать всё правильно и из хороших продуктов.

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — про кучмачи в московском ресторане «Тифлисский дворик», про то, как варить суп фо-бо и другие истории про еду и путешествия. Пока же можно почитать про то, как сделать базовый французский тартар или про самую высокогорную пасеку Алтая. Подписывайтесь!

В конце выпуска ставлю по традиции хорошую музыку из Африки. Давайте сегодня послушаем великую южноафриканку Мириам Макебу. Такая она здесь молодая! 1966 год.