Глава III «Фаталист»
Фаталист – человек, верящий в судьбу: в предопределённость бытия
Кто такой Печорин? Кажется, что после главы «Княжна Мэри» уже нечего говорить о герое романа Михаила Юрьевича Лермонтова. Однако остались ещё некоторые детали, которые стоит разобрать.
Начнём с убеждений Григория Александровича. Как мы знаем, офицер имеет устойчивое мнение насчёт лошадей и женщин, но это ещё не всё. В главе «Фаталист» оказывается, что Печорин не верит в судьбу: «Утверждаю, что нет предопределения, - сказал я….». При этом он доверяет своей интуиции, что создаёт противоречие: молодой человек «предсказывает» судьбу других, но при этом в неё не верит. «…. Я читал печать смерти на бледном лице его», - пишет Печорин, - «Я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на изменившемся лице печать близкой кончины». Так что же получается? Печорин, несмотря на свои слова, верит в судьбу, ведь доверяет своей интуиции, когда дело касается других людей. Он неубежденный противник фатализма. Но: «…кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?» - вот одна из главных характеристик героя. Он имеет определенный взгляд на некоторые вещи, но при этом не уверен в своём представлении о них. «Я люблю сомневаться во всем…» - вот что написал о себе Печорин. Молодой человек ещё не нашел себя. Он не знает, что действительно для него верно. Однако ему нравиться эта неопределенность. Именно поэтому Печорин избегает по большей части жестких и безукоризненных установок насчёт жизни и людей. Я думаю, что он выберет из двух вариантов третий – тот, что не соответствует полностью ни одному из предложенных, но тот, что выражает иной взгляд на ситуацию – взгляд со стороны.
Теперь о ещё одной важной черте. Григорий Александрович не любит зацикливаться на одной мысли: «Я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?..» Но почему так? Ответ далее по тексту. Из-за своей мечтательности Печорин придумал и продумал всю свою жизнь, представляя ещё будущность, когда был молод. Как итог он знает суть того, что с ним произойдёт: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге». Вот она, причина скуки Печорина, и как следствие причина многих бед и приключений в его жизни! Григорий Александрович знает всю свою жизнь от начала и до конца, поэтому пытается внести в этот план коррективы: развлечь себя каким-нибудь происшествием. Он похищает Бэлу, следит за контрабандистами, устраивает интригу с княжной Мэри и Грушницким. А всё ради чего? Ради того, чтобы не изменить свою жизнь полностью, но наполнить её чем-то, о чём Печорин даже не мог подумать, не был в состоянии вообразить. Но я считаю, что такое положение дел – вина не только скуки и мечтательности героя, но и его интуиции – дара и в то же время проклятья.
Есть ли в этой главе грех? Я считаю, что нет. Но здесь есть добродетель – мужество (вспомним ситуацию с запершимся в доме казаком). Почему так, ведь автор говорил нам, что Печорин – портрет развивающихся пороков? Вот. Ключевое слово – развивающихся. Дело в том, что в главе «Княжна Мэри» мы увидели все пороки Григория Александровича. Там была зависть, было злорадство и скука (по-другому уныние). А нужно ли что-нибудь из этого здесь? Нет, не нужно. Мы увидели, каким был и каким стал главный герой. Но в том ли порядке? Если рассматривать с точки зрения раскрытия персонажа, то да, если с точки зрения хронологии, то нет. Стоит запомнить одно: главы в романе «Герой нашего времени» расположены не по порядку не просто так – это было необходимо для последовательного и более полного раскрытия образа Григория Александровича Печорина – того самого «Героя нашего времени»
Вывод:
Подводя итог, нужно сказать, что образ Печорина – один из ярчайших в русской литературе. Несмотря на все сравнения он не похож на, например, Евгения Онегина Александра Сергеевича Пушкина – не является чистой копией. Смею утверждать, что Григорий Александрович не просто портрет или образ, это – живой человек, за которым мы наблюдали в течение всего романа.
Кто-то любит этого героя. Кто-то его презирает, а может, даже ненавидит. Но мало кто сочувствует ему, мало кто понимает. Тем не менее, необходимо осознавать, что Печорин – сложный образ, который открывается не всем и не сразу. Его не нужно ни в коем случае оправдывать. Уверена, что это вызвало бы у него лишь смех. Но и презирать не стоит. Лично у меня Печорин не вызывает жалости, но заставляет ему сочувствовать. Молодой человек, у которого впереди вся жизнь, уже знает, чем она закончится и как пройдёт – это тяжкая ноша, что не всем под силу. Но Печорин продолжает нести её, пытаясь найти себя в мире, где это никому не нужно, где каждый знает, что, сколько себя не ищи, всё равно не найдёшь.