Найти тему

Образ Григория Александровича Печорина «Герой нашего времени». Часть 2

Оглавление

Дневник Печорина

Глава I «Тамань». Грех – гнев

Теперь Печорин сам нам рассказывает о себе, поэтому мы многое узнаём о мыслях и чувствах этого человека. Например, он признаётся, что имеет некоторые предубеждения насчёт калек и женщин: «Я часто склонен к предубеждениям». Также становится ясно, что Печорин обладает особенной интуицией – в данном случае понимании людей, событий и их последствий. Он предугадывает исход авантюры, в которую ввязывается по вине своего любопытства: «Если я выстрелю из пистолета, - сказал я ему, - то беги на берег». Однако более важен новый грех Печорина – его гнев.

С одной стороны его можно оправдать: сложно сдержаться, когда тебя пытаются утопить, а с другой Григорий Александрович сам виноват, что впутался в историю с контрабандистами и в итоге разрушил жизнь как минимум четырёх людей. Тем более что немногим позже появляется новая добродетель Печорина - его покаяние: «Последние слова мои были вовсе не у места, … но впоследствии имел случай в них раскаяться»

Таким образом, Печорин не просто высокомерный и бесчувственный франт. У него есть совесть, настолько сильная, что её приходится заглушать такими мыслями: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казенной надобности!..»

Глава II «Княжна Мэри». Грех – зависть.

Эта глава раскрывает образ Печорина наиболее полно. Тут также встречаются черты, о которых я говорила ранее, например, понимание людей: «Я его понял, и он за это меня не любит…», - и дар предвидения: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Однако есть и новые. На них остановимся поподробнее.

Печорин не самый дружелюбный человек: «…я к дружбе не способен…», - так он говорит о себе. В то же время этот факт не мешает офицеру радоваться за других. Пример тому – случай с Грушницким и Мэри: «Выражение этого взора было очень неопределенно, но не насмешливо, с чем я внутренно от души его поздравил». К сожалению, а может и к счастью, такое хорошее качество души Печорина сбалансировано его острым языком и язвительностью: «Впрочем, очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…» - отвечал Григорий Александрович своему другу Грушницкому. А чуть ранее молодой человек проявляет задатки философа, бросая своему товарищу следующее: «Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой». Но это не просто фраза. Конечно, она может быть ироничным ответом на простодушие Грушницкого, но в то же время она может раскрыть Печорина с другой, более светлой стороны. Он знает, что его любовь лишь причиняет другим боль, а потому пытается отказаться от неё, чтобы лишний раз не заставлять других страдать. Есть ли это новая добродетель – милосердие? Увы, но нет, ведь потом последует история с Мэри и Грушницким, которая продемонстрирует нам один из грехов Печорина – зависть.

Тем временем мы узнаём ещё один метод Печорина по избавлению от скуки: раздражение других людей: «Я лгал; но мне хотелось его побесить». И тут же Григорий Александрович пишет, подтверждая свою противоречивую и непостоянную натуру: «У меня врожденная страсть противоречить…».

Одно из главных качеств офицера – скрытность. Из-за нее, в том числе, Печорина часто не понимают, но при этом любят, думая, что молодой человек загадочен. А что не увлекает человека так, как непонятная головоломка с по-настоящему интригующим разрешением?

И снова новый метод избавления от скуки: создание интриги между двумя людьми: «Завязка есть! – закричал я восхищении, - об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтобы мне не было скучно». Самое ужасное же во всей этой ситуации то, что Печорин совершенно забывает о других, об их чувствах, когда в очередной раз пытается себя развлечь.

«Мои предчувствия меня никогда не обманывали», - так говорит о своей интуиции Печорин, а потом добавляет, - «Я глупо создан: ничего не забываю, - ничего!» Я считаю, что большую роль в такой способности Печорина играет его глубокое и, главное, скрытное переживание ситуации, ведь несложно забыть людей, события, но сложно забыть собственные чувства, особенно если они невероятно сильны и не находят выхода из человека.

Злораден ли Печорин? Пожалуй, да: « Я внутренно хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастию, этого не заметил. Явно, что он влюблен….». Способен ли он сочувствовать и любить? Тоже да: «Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса….», «… но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей….» - так говорит Печорин о Вере, своей бывшей возлюбленной.

Однако большую часть времени Григорий Александрович проводит с княжной, так отзывавшейся о нём: ««Вы странный человек!» - сказала она потом, подняв на меня свои бархатные глаза и принужденно засмеявшись». Если Максим Максимыч считал Печорина странным, поскольку не понимал его привычек, то в случае с Мэри, девушку пугал характер молодого человека: «Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает её пугать», - и офицер понимает это. Он прекрасно знает себя и свои пороки. Он смеётся над ними, ведь иначе сошел бы с ума. Печорин знает, что алчен: «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути», что завистлив: «Я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив», что злобен: «Никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен». И в этом монологе Печорин признаётся не только себе, но и княжне, что он порочен, но при этом невинен. Григорий Александрович не сам решил стать непереносимым на дух: окружение сделало его таким, ведь оно не принимало его и в конечном итоге сломало и выкинуло. Печорин никому не нужен, но и ему никто не нужен. Он запер в себе чувства, изображая из себя того, кого все хотели в нём видеть. И теперь он стал тем, кого ненавидят, и наслаждается своим положением: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь».

В главе «Княжна Мэри» образ Печорина становится целостным. Мы узнаём Григория Александровича со всех сторон. Ещё множество черт и их подтверждений можно найти в тексте, однако перейдём ближе к поединку с Грушницким.

«Я стал не способен к благородным порывам», - говорит о себе Печорин, но в то же время жалеет своего товарища и даёт ему шанс одуматься. «Я иногда себя презираю…», - пишет Григорий Александрович. Он себя не любит. Ему это и не нужно. Офицер знает себе цену, а потому спокойно готов расстаться с жизнью: «Что ж? Умереть так умереть! Потеря для мира небольшая и мне самому порядочно уж скучно». Он знает о своей роли палача и прекрасно справляется с ней. А каждый бы смог жить, осознавая, что его любовь: «… никому не принесла счастья», а одни лишь страдания? Не каждый, ведь для этого требуется одна из добродетелей – мужество, коим Печорин обладает в полной мере.

На самой дуэли Григорий Александрович ведёт себя спокойно. Он пытается помочь Грушницкому, пытается спасти его от него же самого, но ничего не выходит. Печорину приходится стрелять, и он не дает промаха. Офицер был честен и с собой и с другом, был справедлив по отношению к последнему, который обещал зарезать бывшего товарища «ночью из-за угла». Григорий Александрович уехал в состоянии, которое он описал так: «У меня на сердце был камень».

Раскрытие образа Печорина должно было бы здесь закончиться. Однако у нас есть письмо Веры, которая пишет об офицере, что он любил её: «…как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…», что в нём есть: «что-то гордое и что-то особенное….», что Григорий Александрович обладает таким голосом, что: «…что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая…», - и много чего ещё, что делало героя тем, кем его видели все, кто его любил.

Итак, перед нами человек, сочетающий в себе то, что не может уживаться вместе: чувственность и равнодушие, завистливость и честность. Стал ли он жертвой судьбы? Наверное, да. Страдал ли он? Безусловно. В таком случае кто он: глупец или злодей? Ни то, ни другое. Печорин – странник, который вынужден скитаться по свету в поисках призрачного спасения души. Порочная и черствая она тянется к теплу, бежит от мрака и продолжает жить, зная, что её спасение – смерть.

Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига:

Его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег,

Он скучает и томится, как не мани его тенистая роща,

Как ни свети ему мирное солнце

Часть 1

Часть 3

Небольшая статья о Печорине