Найти тему
РОЛЬФ

Грозят ли светодиодные фары лишением прав и снятием номеров?

Оглавление

Заменить галогенную лампочку на светодиодную очень просто: вытащил одну, а на её место поставил другую! Но стоит ли это делать? Ведь ходят слухи, что за это можно лишиться прав…

Сразу скажем: с точки зрения права любые нештатные лампы находятся вне закона! Но давайте объясним, почему. Итак, изменение конструкции автомобиля считается нарушением – это оговорено статьей 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Но можно ли считать нарушением замену одних ламп другими?

В данном случае имеет место нарушение пункта 3.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»:

Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Вдобавок Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (а точнее, Приложение №9) чётко указывает: «в случае изменения класса источника света необходимо заключение аккредитованной испытательной лаборатории». Это значит буквально следующее:

Чтобы заменить галогенную лампочку на ксеноновую или светодиодную, нужно пройти полную процедуру согласования изменений!

Шаг №1. Предварительная техническая экспертиза: экспертиза проводится до установки оборудования (в нашем случае – светодиодов). Если дополнительное оборудование уже установлено, его придётся снять.

Шаг №2. Получение разрешения от ГИБДД: получив заключение от лаборатории, нужно написать заявление в ГИБДД (с просьбой внести изменения) и только после подписания сотрудниками можно приступать к фактическому выполнению работ.

Шаг №3. Установка оборудования: её должна выполнить специализированная организация, которая выдаст соответствующий комплект документов, включая копии сертификатов на установленное оборудование.

Шаг №4. Проверка безопасности конструкции: её обязана сделать та же организация, где проходила предварительная экспертиза. Но теперь эксперты выясняют, соответствует ли авто требованиям Технического регламента.

Шаг №5. Регистрация изменений: далее придётся предоставить инспектору технадзора автомобиль для проверки и получить от него «Свидетельство о соответствии». И только затем вам внесут необходимые отметки и в ПТС, и в СТС.

-2

В целом процедура не слишком сложная… Но дорогая – от 5 000 до 20 000 рублей (в зависимости от региона и лаборатории).

Кроме того, ещё на первой стадии лаборатория потребует, чтобы на светодиодные модули имелся сертификат соответствия, а в фары были установлены устройство фароочистки и автоматический корректор (тоже сертифицированные). При этом маркировка на модуле источника света должна быть видна для фото.

И ещё. Если отражатель исходной фары не подходит под установку светодиодов, легализовать конструкцию не получится! Придется менять фары целиком.

А вот если светодиодные фары ставятся на вашу модель, но на другую комплектацию (или – на экземпляры более свежего модельного года), то проблем не будет вообще! Пункт 77 раздела 4 главы V упомянутого Технического регламента сообщает, что такие авто не подлежат проверке. Но есть важный нюанс: менять надо не лампочки, а фары целиком!

Что будет если не регистрировать диоды?

До середины 2019 года суды рассматривали установку светодиодных лампочек, как нарушение по части 3 статьи 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы (…), цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств»».

Согласно КоАП, такое нарушение влечет лишение права управления ТС на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Однако 25 июня 2019 года было опубликовано постановление Пленума Верховного Суда РФ №20. Этот документ содержит разъяснения по поводу наложения наказаний за неправильное использование световых приборов.

-3

«В случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, (…) управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».

Это значит, что за установку светодиодных или ксеноновых ламп вместо лишения прав теперь полагается только штраф. Штраф за изменение конструкции транспортного средства предусмотрен статьей 12.5 КоАП и составляет 500 рублей.

Но есть важный нюанс. Инспектор ГИБДД вправе не только выписать штраф, но и применить пункт 7.18 «Основных положений по допуску транспортных средств». А это грозит получением специального предписания об устранении нарушения.

Срок действия требования указан в тексте самого документа (обычно он составляет 10 дней). Не устранили? Тогда машину могут… снять с регистрации! То есть автомобилю будет запрещено выезжать на дороги общего пользования.

Вместо вывода: неужели всё так опасно?

На самом деле, сейчас инспекторы ГИБДД почти не обращают внимания на светодиоды, установленные вместо галогенных ламп. Однако может случиться всякое… Так, в 2010 году Госавтоинспекция устроила масштабный рейд против «колхозного ксенона» – тогда прав лишились сотни автомобилистов по всей стране.

В 2016-м инспекторы вдруг стали обращать пристальное внимание на любой тюнинг вообще. Притом предписания выдавались буквально за всё – за незаконные кенгурятники, за светодиодные фары и так далее… Волна прошлась по всем регионам, и до сих пор ГИБДД нет-нет да обратит внимание на тюнингованные авто.

С одной стороны, штраф 500 рублей вряд ли предостережёт от установки нештатных светодиодов. С другой, угроза отмены регистрации ТС – это серьёзно! Вот только до очередной большой «облавы» большинство россиян вряд ли задумается над правовым аспектом такого тюнинга.

РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.

Если пост понравился, пожалуйста, нажмите палец вверх 👍 и поделитесь ссылками с друзьями в соцсетях.

И, конечно, подписывайтесь на канал РОЛЬФ и заходите почаще! Здесь поднимают самые интересные и важные темы.

Хотите больше интересных материалов? Рекомендуем прочитать: