Заменить галогенную лампочку на светодиодную очень просто: вытащил одну, а на её место поставил другую! Но стоит ли это делать? Ведь ходят слухи, что за это можно лишиться прав…
Сразу скажем: с точки зрения права любые нештатные лампы находятся вне закона! Но давайте объясним, почему. Итак, изменение конструкции автомобиля считается нарушением – это оговорено статьей 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Но можно ли считать нарушением замену одних ламп другими?
В данном случае имеет место нарушение пункта 3.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»:
Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Вдобавок Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (а точнее, Приложение №9) чётко указывает: «в случае изменения класса источника света необходимо заключение аккредитованной испытательной лаборатории». Это значит буквально следующее:
Чтобы заменить галогенную лампочку на ксеноновую или светодиодную, нужно пройти полную процедуру согласования изменений!
Шаг №1. Предварительная техническая экспертиза: экспертиза проводится до установки оборудования (в нашем случае – светодиодов). Если дополнительное оборудование уже установлено, его придётся снять.
Шаг №2. Получение разрешения от ГИБДД: получив заключение от лаборатории, нужно написать заявление в ГИБДД (с просьбой внести изменения) и только после подписания сотрудниками можно приступать к фактическому выполнению работ.
Шаг №3. Установка оборудования: её должна выполнить специализированная организация, которая выдаст соответствующий комплект документов, включая копии сертификатов на установленное оборудование.
Шаг №4. Проверка безопасности конструкции: её обязана сделать та же организация, где проходила предварительная экспертиза. Но теперь эксперты выясняют, соответствует ли авто требованиям Технического регламента.
Шаг №5. Регистрация изменений: далее придётся предоставить инспектору технадзора автомобиль для проверки и получить от него «Свидетельство о соответствии». И только затем вам внесут необходимые отметки и в ПТС, и в СТС.
В целом процедура не слишком сложная… Но дорогая – от 5 000 до 20 000 рублей (в зависимости от региона и лаборатории).
Кроме того, ещё на первой стадии лаборатория потребует, чтобы на светодиодные модули имелся сертификат соответствия, а в фары были установлены устройство фароочистки и автоматический корректор (тоже сертифицированные). При этом маркировка на модуле источника света должна быть видна для фото.
И ещё. Если отражатель исходной фары не подходит под установку светодиодов, легализовать конструкцию не получится! Придется менять фары целиком.
А вот если светодиодные фары ставятся на вашу модель, но на другую комплектацию (или – на экземпляры более свежего модельного года), то проблем не будет вообще! Пункт 77 раздела 4 главы V упомянутого Технического регламента сообщает, что такие авто не подлежат проверке. Но есть важный нюанс: менять надо не лампочки, а фары целиком!
Что будет если не регистрировать диоды?
До середины 2019 года суды рассматривали установку светодиодных лампочек, как нарушение по части 3 статьи 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы (…), цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств»».
Согласно КоАП, такое нарушение влечет лишение права управления ТС на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Однако 25 июня 2019 года было опубликовано постановление Пленума Верховного Суда РФ №20. Этот документ содержит разъяснения по поводу наложения наказаний за неправильное использование световых приборов.
«В случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, (…) управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».
Это значит, что за установку светодиодных или ксеноновых ламп вместо лишения прав теперь полагается только штраф. Штраф за изменение конструкции транспортного средства предусмотрен статьей 12.5 КоАП и составляет 500 рублей.
Но есть важный нюанс. Инспектор ГИБДД вправе не только выписать штраф, но и применить пункт 7.18 «Основных положений по допуску транспортных средств». А это грозит получением специального предписания об устранении нарушения.
Срок действия требования указан в тексте самого документа (обычно он составляет 10 дней). Не устранили? Тогда машину могут… снять с регистрации! То есть автомобилю будет запрещено выезжать на дороги общего пользования.
Вместо вывода: неужели всё так опасно?
На самом деле, сейчас инспекторы ГИБДД почти не обращают внимания на светодиоды, установленные вместо галогенных ламп. Однако может случиться всякое… Так, в 2010 году Госавтоинспекция устроила масштабный рейд против «колхозного ксенона» – тогда прав лишились сотни автомобилистов по всей стране.
В 2016-м инспекторы вдруг стали обращать пристальное внимание на любой тюнинг вообще. Притом предписания выдавались буквально за всё – за незаконные кенгурятники, за светодиодные фары и так далее… Волна прошлась по всем регионам, и до сих пор ГИБДД нет-нет да обратит внимание на тюнингованные авто.
С одной стороны, штраф 500 рублей вряд ли предостережёт от установки нештатных светодиодов. С другой, угроза отмены регистрации ТС – это серьёзно! Вот только до очередной большой «облавы» большинство россиян вряд ли задумается над правовым аспектом такого тюнинга.
РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.
Если пост понравился, пожалуйста, нажмите палец вверх 👍 и поделитесь ссылками с друзьями в соцсетях.
И, конечно, подписывайтесь на канал РОЛЬФ и заходите почаще! Здесь поднимают самые интересные и важные темы.
Хотите больше интересных материалов? Рекомендуем прочитать:
- Новые «Лады»: насколько надежны XRAY и Vesta?