Обсуждая и комментируя цикл статей про реформы ушу, а именно "Реформы ушу в ХХ веке: позабытая Ассамблея" и "Фундаментальные изменения в идеологии, практике и среде боевых искусств Китая конца XIX – начала ХХ веков", читатели с завидным постоянством поднимают проблему, которую можно кратко сформулировать так:
Почему в Китае выбрали именно такой путь преобразования боевых искусств?
{Спойлер: они особо и не выбирали, всё так сложилось исторически, ввиду множества различных взаимосвязанных объективных процессов! :)}
И ещё вот такая точка зрения была высказана:
Единоборства в их современном виде возникли в культуре народов Востока, ощущавших отсталость от Запада
Ненадолго оставим в покое испытания в Ханчжоу и попробуем разобрать эти не совсем понятные нашим соотечественникам моменты
Для начала хочется напомнить азбучные истины:
Любое проявление культуры всегда соответствует историческому и временному контексту и отображает текущие запросы общества. Меняется общество - вместе с ним меняются присущие ему культурные явления. Ушу всего лишь одно из множества.
В начале ХХ века происходила кардинальная перемена в общественном сознании и это также потребовало кардинальной перестройки в боевых искусствах. На слом шли устоявшееся тысячелетиями общественные порядки, и этот процесс был очень кардинальным. При этом в среде цинских чиновников тоже не все были казнокрады, мздоимцы и дураки, многие понимали, что страна достигла критического состояния и срочно нужны реформы. Но попытка императором Айсиньгёро Цзайтянь сделать преобразования сверху, чтобы преобразовать империю по образцу японской революции Мэйдзи, была успешно провалена императрицей Циси, и большинство реформ Ста дней (戊戌变法, wùxū biànfǎ) были отменены.
Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что в случае успешного развития реформ по японскому образцу мы бы увидели совсем другой Китай. Не по Западному лекалу, что характерно. И здесь нет ничего удивительного, ибо у них перед глазами был реальный пример реформ, превративших отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира!
А Китай в те годы был на уровне общественного развития куда ниже даже феодальной Российской Империи. Думаете, что просто так Поднебесную именовали [великий] больной Восточной Азии (东亚病夫)? Надо было что-то менять, не просто менять, а кардинально перестраивать администрацию, финансы, промышленность, дипломатию, образование, армию, ломая при этом традиционный образ жизни и быстро внедряя в стране достижения более развитых цивилизаций. И здесь Китай идет своим путем, но - опираясь на крайне успешный опыт ближнего соседа. Почему? Хотя бы потому, что японцы им ближе и понятнее, чем мы, люди Запада. Да, скачок в японском развитии был непосредственно связан с ускоренным внедрением в стране достижений западной цивилизации, однако Китай, используя образование и знания, полученные на Западе и в Японии, и опираясь на реально видимый опыт соседнего государства ( то есть Японии), попытался выстроить свою, уникальную государственность. И по прошествии многих лет мы можем убедиться: у них это получилось.
Но вернемся к боевым искусствам. Вернее к Миру Цзянху, который был противопоставлением традиционному социуму. Вечный рассадник протестного настроения, тесно переплетённый с многочисленными тайными антиправительственными обществами, нужен ли был он Новому, только ещё зарождающемуся государству? Конечно нет! И новое китайское правительство делает тот шаг, который почему-то ранее не использовался:
Не можешь прекратить - возглавь!
Вместо того, чтобы привычно запрещать практику боевых искусств, было решено, наоборот, использовать их в новом качестве, продвигая национальные искусства в целях укрепления национального самосознания и здоровья народа ( на эту тему есть развернутое исследование идей генерала Чжан Чжицзяна, о чём расскажем в ближайшие дни).
Итак, боевые искусства становятся государственным инструментом,для чего проводится серьезная пропагандистская работа, даже вводится новый термин у-линь, о чём уже говорилось ранее. В итоге в начале ХХ века происходило активное переписывание, переформатирование и облагораживание образа занимающегося боевыми искусствами, что хорошо заметно в сравнении с романами у-ся конца империи Цин и - эпохи авторов Нового времени, таких как Гун Боюй.
Нет ничего удивительного в том, что китайцы опирались на успешный японский опыт преобразования боевых искусств и использование нового, реформированного, направления как средства для физкультурного и этического воспитания молодого поколения для Нового государства. То , что китайцы передрали идею у японцев, а те - у Спенсера, это лишь использование в жизни конкретного метода. По другому легли бы пути развития, было бы что-то иное, предпосылки на такой вариант в наличии предостаточно. Об этом говорилось , например, тут.
В общем, подводя итог, хочется сказать:
То, что вышло с боевыми искусствами Старого Китая - это объективный исторический процесс, независящий от нас с вами. В результате ушу стало соответствовать реальным потребностям нового общества: укреплять здоровье и самосознание нации.
Плохо это или хорошо?
На мой взгляд - прекрасно!
Кто сомневается, вдумчиво перечитайте "Речные заводи". Увы, другие, куда более характерные тексты ещё не переведены на русский.
Интересно другое. По факту даже сейчас в Китае вполне мирно существуют совсем разнородные системы:
- пижамно-парковое оздоровительное ушу;
- спортивное ушу, возникшее благодаря идеям КПК в 50-е годы как сочетание ушу прежних лет и спортивной гимнастики Запада (сейчас и оно выводится искусственно на новый виток развития);
- реформированное физкультурное ушу Центрального Института Гошу, массово распространившееся по стране через систему образования и многочисленные гошугуани, а затем попавшее под раздачу в годы репрессий на Гоминьдан;
- "очищенное ушу" конца ХХ века, продвигаемое различными организациями типа Атлетической Ассоциации Цзинъу (мы расскажем о них подробно);
- массовое ушу, распространившееся в народе благодаря восстанию Ихэтуаней;
- олдскульное ушу, сохранившее принцип "один учитель - один ученик".
Ну и плюс - классическое разделение на "деревенское" и "городское" ушу. И как теперь с этим жить? :)
Ну а в завершении, небольшое новогоднее видео: