Найти тему
17,8K подписчиков

Несколько важных имён из истории британской фингерстайл гитары

130 прочитали

Davey Graham (1940 - 2008)

David Michael Gordon Graham — британский акустический гитарист и одна из самых влиятельных фигур на британской фолк-сцене 1960-х годов. Он является вдохновителем многих исполнителей на акустической гитаре, включая даже Jimmy Page (Led Zeppelin), и, вероятно, наиболее известен своим акустическим инструменталом «Anji» («Angi»), а также популяризацией настройки DADGAD, позже широко принятой акустическими гитаристами.

Davey Graham, скрин YouTube
Davey Graham, скрин YouTube

Он научился играть на фортепиано и губной гармошке в детстве, а затем в возрасте 12 лет начал играть на классической гитаре, находясь также под сильным влиянием фолк-гитариста Steve Benbow.

В возрасте 19 лет он сочинил, пожалуй, свою самую известную композицию «Anji» («Angi»), названную в честь его тогдашней подруги, а некоторые приписывают ему изобретение концепции инструментальной фолк-гитары вообще. Мелодия появилась на его дебютном EP в 1962 году и вскоре стала «обрядом» для многих акустических гитаристов, будучи многократно исполненной и записанной.

Graham выпустил порядка двадцати альбомов в разных жанрах, а «Folk, Blues and Beyond» 1965 года, возможно, является одним из самых влиятельных среди них (или даже сенсационных). Его постоянные гастроли и путешествия по миру, сбор и запись музыки для гитары в различных стилях привели к тому, что некоторые музыканты приписывают ему основание жанра «world music» вообще.

Он не был пуристом и впитывал все влияния в свою постоянно расширяющуюся концепцию возможностей гитарной музыки. Настройка DADGAD была разработана им во время путешествия по Марокко, чтобы лучше играть и транскрибировать традиционную музыку инструмента уд.

Graham не достиг большого коммерческого успеха и не стремился к нему. В 1970 году он не смог последовать за своей женой в США из-за проблемы с визой, связанной с употреблением марихуаны, а позже охарактеризовал себя как «жертву чрезмерного потворства своим желаниям», став героиновым наркоманом. Он преподавал акустическую гитару, занимался благотворительностью и некоторое время был связан с известным мистиком Ошо (Бхагван Шри Раджниш).

Нет недостатка в рассказах о нём, а некоторые из них апокрифические:

Ноябрь 1984 года, и фольклорный клуб в Exeter, Англия, с нетерпением ждёт прибытия Davey Graham. Уже десять минут, как зал переполнен, но от гитариста нет никаких сообщений... Надежда начинает угасать, когда в дверях появляется высокая прямая фигура. В одной руке он сжимает изношенную гитару с нейлоновыми струнами, а в другой — папиросу-самокрутку.

Выдвинувшись вперёд, Graham начинает играть длинные, бессвязные инструменталы, чередующиеся с перерывами для настройки, без каких-либо пояснений. Это выглядит сумбурно, и к тому времени, когда это заканчивается, добрая часть зала уже пустеет. Как ни странно, в ту ночь, оставшись с одним из организаторов, Graham до рассвета разматывает красиво заплетённые мавританские мелодии, раги и блюзы...

Bert Jansch (1943 - 2011)

Herbert Jansch — шотландский фолк-музыкант. Он родился в Глазго и приобрёл известность в Лондоне в 1960-х годах в качестве акустического гитариста, а также певца и автора песен. Он выпустил порядка 25 альбомов, является сольным исполнителем, одним из основателей группы Pentangle и имеет несколько музыкальных наград «BBC Folk Awards».

Будучи подростком, он приобрёл гитару и начал посещать местный фольклорный клуб. Jansch путешествовал по Европе (и за её пределами) в период с 1963 по 1965 год, переезжая автостопом с места на место, зарабатывая выступлениями на улице, в случайных барах и кафе. Первый альбом Bert Jansch был выпущен в 1965 году и продан в количестве 150 000 экземпляров.

В Лондоне Jansch познакомился с другими новаторами в области акустической гитары, включая John Renbourn, с которым он жил в одной квартире, с Davy Graham, Paul Simon и другими. Renbourn и Jansch часто играли вместе, развивая сложную перекличку между двумя гитарами, которое иногда называют «фольклорное барокко». В 1966 году они вместе записали альбом «Bert and John», в котором была представлена ​​большая часть этого материала.

С использованием материалов статьи (англ.). Продолжение следует.

Фингерстайл гитаристы