Найти тему
Африканское мнение

Запись №1. Главный шпион Луганска.

В связи с рядом публикаций о посадках активистов в Латвии, хочу рассказать одну историю, связанную с неправосудными расправами с пророссийскими прибалтами, только уже на контролируемой нашими органами власти территории. Недавно в скучной новостной повестке самопровозглашенной ЛНР произошло два ярких события. Обмен пленными с Киевом и первый для Республик приговор гражданину Евросоюза, осужденному за шпионаж. На первый взгляд, эта история выглядит как пример успешной операции МГБ, которое смогло выявить и разоблачить шпиона одной из прибалтийских сверхдержав. Но если посмотреть внимательно на личность агента иностранных спецслужб, то все выглядит немного по-другому. Страннее.

Его зовут Валентин Веселов или Вик, как его знали люди из военной и медийной тусовок Луганска и Донецка.

Who is mr. Валентин Веселов?

Это достаточно известный в латвийской интеллигентской среде пророссийских взглядов журналист, который в момент, когда внимание всего мира было приковано к событиям в Новороссии, а плотность журналистов мировых СМИ на квадратный метр еще не достигло критических масштабов, собрался и поехал непосредственно в зону конфликта. Благодаря общительности и явной нетрусости, он не попал на подвал к какому-нибудь из местных атаманов, а смог наладить взаимодействие с пресс-службой одного из подразделений, благодаря чему снимал материалы из самого пекла. После того, как закончилась горячая фаза войны Веселов остался в Луганске, периодически перебиваясь случайными заработками на ниве журналистики. В этом всегда была его проблема, он не умел монетизировать свой труд, а в последний год (это известно достоверно) жил за счет тех денег, которые пересылала ему его девушка и немногочисленные друзья. В какой-то момент он вынашивал идею о корпункте крупного СМИ, чуть позже хотел создать свое англоязычное СМИ о жизни людей в условиях войны на Донбассе, еще дальше строил грандиозные планы про фильм о войне, пытался искать трупы непохороненых погибших с Красным Крестом, но из-за его инфантилизма, сильного влияния прибалтийского менталитета и любви к процессу ради процесса, особо эти начинания не продвинулись, а зачастую так и остались проектами и обсуждениями. Единственным реально интересным моментом в его биографии стала помощь одному из журналистов в расследовании потоков контрабанды, шедшей через линию разграничения в интересах как российских советников, так и командиров украинских добробатов. Последний год, зараженный идеей книги Люттвака «Государственный переворот», он был одержим идеей написать монографию о донбасской войне, рассматривая ее с военных, политологических и социальных позиций. Видя, как деградирует общество в условиях социальной аномии, летом 2018 года он решил покинуть непризнанные республики и вернуться домой. Практически все знали, что он уезжает, то есть это не было ни для кого секретом. Но за пару дней до предполагаемого отъезда 18 июня 2018 года на рассвете к нему вламывается спецназ МГБ. Протокол изъятого при обыске больше смахивает на базу диверсантов-профессионалов, чем на жилище нескладного и откровенно смешного в камуфляже журналиста- любителя ролевых игр. Почему-то даже обязательные для работы на передовой бронежилет и каска стали инструментами преступления.

Быстрый суд осудил его на полтора года лишения свободы, что вполне вкладывается в местную логику наказания желающих совать нос в мутные дела новой элиты и их российских советчиков. Но потом последовал новый заход. Спустя полтора года заключения в спецтюрьме МГБ он «признается» не только в хранении оружия, но и многолетней шпионской деятельности в интересах Латвии, крайне заинтересованной в сохранении трафика шпрот через Первомайск и Краснодон. МИД Украины тоже отмалчивается, хотя вроде как территория формально все еще их. Казалось бы, у любого адекватного человека такая шпионская история в отношении человека, паталогически не способного реализовать даже районный проект, вызвала бы смех, но данная новость была опубликована на сайте МГБ ЛНР, а позже растиражирована российскими СМИ. МИД Латвии на фоне этого хранит молчание, видимо не очень понимая, когда их спецслужбы успели завербовать столь ценного агента. С точки зрения контрразведки, данная история – плод фантазии местных чекистов. Но прекрасно вписывается в общий стиль борьбы с слишком сложными и непонятными людьми в регионе. Коменданта г. Антрацит, вошедшего в конфликт с прокуратурой ЛНР и всесильным тогда Исмаиловым, посадили на 8,5 лет за «незаконное лишение свободы в комендантский час». Здесь могло быть то же самое, если бы в глаза не бросилось иностранное гражданство. Ну а какой луганский сотрудник МГБ, до войны работавший оператором шиномонтажа, не мечтает поймать всамделишного европейского шпиона? Вопрос, почему российские кураторы не одернули своих ретивых подчиненных, также находит ответ, если вспомнить, что раскрытая при участии Веселова схема контрабанды больно ударила по ряду их офицеров.

Отдельный вопрос к европейским и украинским правозащитникам, почему столь очевидная провокация в адрес европейского журналиста осталась незамеченной ни одной из серьезных организаций, занимающихся вопросом пленных и незаконно удерживаемых лиц на территории Донбасса. Или для правительства Латвии этнический русский с латвийским паспортом по-прежнему остается человеком второго сорта? И почему молчат правозащитники русские, ведь именно Россия является стороной осуществляющей эффективный контроль над территорией Донбасса, а, следовательно, и соблюдение прав человека там – это в ведении русских правозащитных организаций.

СВО
1,21 млн интересуются