История появления масок
В наши дни маска - атрибут праздника, но раньше людей в масках можно было увидеть на улице в любой день.
Во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же, образ дополняли длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне пугающе.
Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия.
В изолированном небольшом городе, таком, как Венеция, слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.
Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.
Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.
В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение масок пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники.
Эта традиция и дошла до наших дней. Кто же не знает маски венецианского карнавала?
Основные венецианские маски
Баутта
Символ Венеции, самая популярная и любимая
Этому строгому и зловещему образу отдавала предпочтение высшая аристократия. Жаловал его и Казанова. По сути, это маска смерти, сошедшая со средневековых миниатюр. Сам костюм состоит из чёрной мантии и треугольной шляпы.
Маска белого, реже чёрного цвета, прикрывает всё лицо, и имеет специально оттопыренную верхнюю "губу", которая приглушает и изменяет до неузнаваемости голос (!) Подбородок остаётся открытым.
Кроме того, устройство маски позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица.
Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть баутту - это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»
Одни считают, что название «баутта» созвучно немецкому «защищать, укрывать». Иногда эту маску называли «ЛЯРВОЙ», что на латыни, а потом и в других языках означало: «Призрак. Пришелец с того света».
И до сих дней Баутта появляется на карнавале ближе к ночи. Она бесшумно, не вступая ни в какие разговоры, скользит вдоль парапетов каналов. Призрак из страны мёртвых - вот что такое венецианская БАУТТА.
Маттачино
Была самой скромной на фоне общей роскоши карнавальных костюмов. Но... только в этом костюме позволялось кривляться, жеманиться и красоваться в разных вычурных позах.
Основным атрибутом этого костюма был длинный ремень в руках. Сложенный напополам, он напоминал своего рода пращу, при помощи которой маттачино забрасывал по утрам женщин, спешащих по делам, яйцами, которые предварительно наполнялись "розовой душистой водой". Вот отсюда и "маттачино" - на местном диалекте - "утро".
Пропитанные любовью к веселью и развлечениям; непочтительностью к любого рода авторитетам; с пращей, готовой к метанию яиц, они шествуют группами, осуждаемые большинством, дикие и необузданные.
Ньяга
Считается маской гомосексуалов, потому что ее могли носить и женщины. Инквизиция запрещала переодевание мужчин в женщин, любое проявление содомского греха строго преследовалось во все дни, кроме карнавала. Обычно человек в этой маске появлялся в окружении друзей, переодетых детьми.
Костюм должен быть старым, вульгарно-ярким женским нарядом XVI века любой социальной группы. Голосом необходимо имитировать мяуканье, а вихляющими движениями - кошачьи повадки.
Моретта
Самая загадочная, самая романтичная маска «SERVETTA MUTA» (немая служанка), но более привычное название - «МORETTA» (Моретта, смуглянка).
А в народе её называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное... молчаливыми.
Это был овал чёрного бархата. Название, скорее всего, происходит от «мавр», т. е. чёрный цвет. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица и красный венецианский цвет волос. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.
В наши дни маску моретты делают только на заказ. В магазинчиках, торгующих масками «маску молчания» не сыскать.
Чумной доктор
Нетрадиционная маска Карнавала. Итальянцы заимствовали эту маску, чтобы защититься от ужасного зловония и нейтрализировать миазмы, которые поразили Венецию в 1630-х годах. Помните, в нос клали ароматические масла?
Хоть этот птицеобразный, печальный образ безысходности никак не вязался с весельем карнавала, время превратило его в полную противоположность.
Добрый «Доктор-чума» в силу своей выразительности стал одной из самых потешных и любимых карнавальных масок. Он ставит всем диагнозы и прописывает лекарства. Говорит, пересыпая речь медицинскими терминами и латинскими словами.
Также «Доктор-чума» является судьёй карнавала.
DAMA DI VENEZIА
Cамая элегантная и изысканная маска, олицетворяющая венецианскую красавицу из высшего сословия эпохи Тициана.
С замысловато уложенными огненно-рыжими волосами, либо яркими перьями, богато украшенная, она до сих пор самый излюбленный образ леди и юных красавиц.
Крепится она лентами. Некоторые вместо завязок имеют на подбородке ручку.
Вариантов маски «Dama di Venezia» очень много, можно подобрать любую на свой вкус.
Вольта
«VOLTO» (ВОЛЬТА), бесполая маска, также известная под названием «CITIZEN» (Гражданин). Носили её преимущественно простые рядовые граждане, которым средства не позволяли покупать дорогие изысканные маски.
Вольта копировала классическую форму человеческого лица. Изредка была украшена росписью. Крепилась к голове лентами; у некоторых была ручка на подбородке.
Вам может понравиться:
С кого рисовали карты колоды "Русский стиль"
Ева Ионеско: маленькая принцесса с обложки Playboy
Суды из-за импотенции в средневековой Франции