Найти тему
Сталкер

10 жемчужин уникального грузинского советского кино

Оглавление

Не буду оригинальным, если заявлю, что старое грузинское кино - это одна из главных и больших сокровищниц многонациональной советской кинематографии. С одной стороны - грузинские фильмы стоят особняком, потому что в них заложены свои неповторимые национальные особенности и колорит, с другой - оно всегда было частью большого кино СССР. И вряд ли ошибусь сказав, что грузинский кинематограф был второй по величине и значению после кино русского в Советском Союзе.

Выдающихся грузинских фильмов - великое множество. Мне захотелось выделить хотя бы десятку из них. Расположим их по времени выхода на экран и немного расскажем о них.

Лурджа Магданы (1956). Режиссёры: Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе

Сравнение этого фильма с чистейшей, задорной, то весёлой, то ревущей (в смысле сильно плачущей) маленькой горной речкой будет хоть и несколько банально, но, думаю, в самую точку. Точнее – в самое русло. Поэтичная и жизненная (и в смысле реалистичная, в духе неореализма, и в смысле живая) картина. Можно сказать, что детская, а можно - семейная. В любом случае – очень талантливая, впечатляющая и цепляющая за живое. В которой события и природа играют главные и созвучные друг другу роли.

Первый, часовой фильм Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе - классиков грузинского и советского кино. Приз МКФ в Канне - 1956 (конкурс короткометражных фильмов) за лучший художественный фильм. Почетный диплом МКФ в Эдинбурге - 1956.

Наш двор (1957 г.) Режиссёр: Резо Чхеидзе.

Насколько разным может быть взгляд на окружающий нас мир! Обычный двор старого дома хоть в Тбилиси, как в этом фильме, хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке в произведении искусства предстаёт перед нами таким, каким его увидел художник. Он может отличаться от того, как представляет его каждый из нас, и любой частный вариант, как и версия автора, одинаково претендует на звание «самого правдивого и достоверного описания».  А если учесть, что двор можно засчитать уменьшенной проекцией всего человеческого общежития с его разнообразными типажами, характерами, взаимоотношениями, страстями… то мы получаем взгляд на мир вообще. И что-то мне подсказывает – картина двора/мира будет всецело зависеть от того, кто её написал, от его личных качеств. У художника от слова «худо» и вселенная будет худой и бледной, а у хорошего же – в полотне всегда найдётся обнадёживающий свет и оно будет ярким. 

-2

Резо Чхеидзе подарил нам поэтичное, романтичное мировоззрение на полтора часа просмотра его ленты. И никаких сомнений, что мир людей такой и есть, что жизнь кроме разочарований, страданий и горя дарит ещё и надежду, любовь, счастье, у нас в процессе созерцания фильма не возникает.

Я, бабушка, Илико и Илларион (1962). Режиссёр: Тенгиз Абуладзе

Очень трогательное и немного грустное повествование о жизни и повседневных заботах жителей большого грузинского села, увиденной глазами подростка. Один из самых чистых, светлых и возвышенно-простых фильмов в истории кинематографа. Прямо из поднебесной Грузии с её пред-горними долинами.

-3

Удивительно, но лента заканчивается в том числе и проникновенной закадровой молитвой умирающей бабушки, что во времена хрущёвского антирелигиозного мракобесия звучит особенно сильно.

Листопад (1966). Режиссёр: Отар Иоселиани

Ну что же поделаешь – не понимают и не ценят люди доброту, искренность, любовь. Не хотят как лучше - получат как всегда.

А хорошее идёт от традиции, глубоких корней, воспитания. А храм в запустении и развалинах. А корни обрублены - остались в памяти дореволюционных фотографий. И теперь в нарисованных черкесках для запечатления на карточках высовываются новые рожи.

-4

Неприглядная картина выживания остатков благородства в современном мире.

Приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале и приз Жоржа Садуля за лучший дебют.

Мольба (1967). Режиссёр: Тенгиз Абуладзе

Высокая поэзия зрительных образов, высокая поэзия символов, высокая поэзия  стихотворного текста, высокая поэзия классической музыки к фильму.

-5

Притча о добре и зле, свободе и рабстве, жизни и смерти. Сложнейшая по восприятию картина. Картина огромной внутренней силы.


Не горюй! (1969). Режиссёр: Георгий Данелия

Сколько радости и грусти в этом не так широко известном фильме Георгия Данелия! Радости жизни и грусти существования. Сколько достоинства и высвеченного недостойного! Сколько оптимизма в пессимистичном! Сколько пессимизма в мистическом!  Сколько иронии над судьбой! А сколько судьбоносной иронии над своими! Смех, да и только. Сквозь слёзы. И не только.

-6

Блестящий, ежеминутно искрящийся текстом, находками и событиями фильм. Возможно - лучший великого Данелия.

Жил певчий дрозд (1970). Режиссёр: Отар Иоселиани 

Одна личность ярка и имеет значение в фильме – главный герой, который по сути ничего не делает и который вызывает раздражение и непонимание окружающих. Порхает от одного человека к другому, общается, ведёт своего друга к врачу, аккомпанирует на пианино, прибивает гвоздь в мастерской приятеля, составляет компанию друзьям в ресторане, оказывает внимание девушкам, подпевает хору… и еле успевает на свою работу – пробить дробь в литавры симфонического оркестра.  По понятиям советского времени – почти тунеядец, по понятием современного, капиталистического – бездельник. Казалось, он, беспрестанно перелетающий с места на место – полная противоположность малоподвижному «лентяю» Обломову, однако это по сути тот же тип людей, которым претит заведённое единообразие, мелкая материалистическая суета, ежедневная запрограммированность действий, идущая кругами как стрелки часов серая бытовуха, режим и дисциплина. Такие люди отторгают типовую обыденность (а типовая обыденность отторгает их), хотя и разными путями. Они несут в себе вещи, которые не потрогаешь руками и не положишь в карман.

-7

И они «лишние» здесь, на земле, они и сами себя не понимают и не принимают, они чудом спасаются от смерти, которая ходит за ними по пятам, от них мало что остаётся зримого – как тот гвоздь в мастерской часовщика или мокрое место на асфальте от раздавившей их машины, но они дают нечто другое, неуловимое, западающее в души соприкоснувшихся с ними. И что не оценишь никакими практичными мерками.

Ожерелье для моей любимой (1971) Режиссёр: Тенгиз Абуладзе 

Весьма и весьма эклектичный фильм – тут и эксцентричная комедия, и гротеск, и этнография, и сказка, и аллегории... Чего тут только нет. Но в целом это конечно притча.  И музыка самая разнообразная - от народной до рок-н-ролла… В общем – картина феерическая. И мудрая.

-8

Да, выше гор могут быть только горы грузинских фильмов.

Саженцы (1972) Режиссёр: Резо Чхеидзе

Двухсотлетние груши, дающие сладкие и сочные плоды, больше напоминающие мощью и размерами дубы, засохли. Нужны новые саженцы, чтобы продолжить традиции предков, и за ними едут старый дед и его внук школьного возраста. Эта поездка становится школой жизни для мальчика. Он и сам есть ещё саженец, и его выращивает мудрый дед, научая отношению к жизни, обращению с такими разными людьми, народным традициям, песням, поговоркам, прививая вкус к вечному и прекрасному, например, к любимой женщине.

-9

В конце концов дед жертвует с большим трудом найденными молодыми грушами ради спасения постороннего человека, ибо самая важная его цель – не просто привезти и посадить то, что выращивали ещё его деды, и то, что даст плоды только через дюжину лет, главное для него – культивирование основополагающего в человеке, сбережение корней прошлого, чтобы одушевлённые плоды будущего были так же добротны, сладки и сочны.

Покаяние (1984). Режиссёр: Тенгиз Абуладзе

Лучший фильм о сталинизме и больше чем о сталинизме. Не показ расстрелов и лагерей, а символичное раскрытие его сути. Причём картина не политическая, а философская, онтологическая. (Об этом фильме на канале отдельная статья)

-10

А что же наше время? «Эта улица ведёт к храму? – Это улица Варлама, не эта улица ведёт к храму. – Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?»...

К сожалению, можно констатировать, что после "освобождения от российской оккупации" великое грузинское кино умерло. Что наводит на вполне определённые мысли.

Смотрите наше кино! Делитесь своим мнением и подписывайтесь на канал.