Найти тему

Иллюзия фокусировки: почему исчезает радость после покупки дорогих вещей?

Вы радовались, когда стали владельцем крутого нового телефона? Полагаю - да. Так как это нормально.

А вот насколько вы были счастливы, когда последний раз звонили по этому телефону?

Скорее всего, во втором случае уровень счастья был значительно меньше.

Когда думаешь о вещи "в целом", то чем дороже продукт, тем счастливее его владелец. Но если представить использование этого же продукта - дорогого телефона, машины, квартиры - в фокус внимания попадет куча других моментов. И значимость продукта снизится.

Это иллюзия фокусировки. Аналогичная туннельному эффекту в восприятии. Например, влюбленный совершает массу сумасбродных поступков. Для окружающих они кажутся глупыми. Зачем так стараться ради обычной девушки? Но для молодого человека девушка занимает весь фокус внимания. Ничего остального влюбленный не замечает - поэтому объект воздыхания кажется чрезвычайно ценным. А поступки - оправданными.

Мы всегда переоцениваем значимость предмета, на котором сосредоточены наши помыслы. Представляя или вспоминая свой отпуск люди обычно счастливее, чем в любом, взятом по отдельности, моменте этого отпуска.

В продажах, описании конкурентных преимуществ лучше использовать эффект фокусировки по максимуму. Не дайте покупателю ни единой возможности задуматься о использовании покупки в контексте реальной жизни.

Но для себя - анализируйте текущие проблемы с расстояния в 10-15 лет. Посмотрите на событие, которое занимает ваши мысли, в рамках десятилетнего отрезка жизни. Насколько важной и заслуживающей внимания проблема выглядит на фоне такого промежутка времени? Большинство вещей, которые кажутся жутко значимыми сейчас, вообще не выделяются на полотне жизни. О другом надо беспокоиться.

Моя книга: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом".

💥Финалист премии PwC «Деловая книга года в России» 2020
⭐️Бестселлер 2019 года по версии Ozon
🔥 «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Купить - Ozon, Litres, Respublica. Узнать подробнее, о чем книга - здесь.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.

Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"

Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США

Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов

Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"

А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!

Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита

Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет